Продолжаем разговор о родительских посланиях. И сегодня подробно поговорим о первом, «Не делай»
Признаки:
Обладатель этого послания часто боится сделать что-то неправильно, семь раз отмеряет а потом передумывает отрезать, боится ошибиться, элементарные 5-ти минутные дела затягивает на 5 недель, переживает, что не может ничего сделать нормально и вообще ни на что не способен…
Любое из посланий может быть проявлено в большей или меньшей степени. Например, на 10 баллов по 10-балльной шкале — это максимум. А в реальности оно может быть проявлено в меньшей степени, на 5-6 баллов.
Например:
Трудно начинать новое дело,
Частые сомнения «а получится ли у меня, смогу ли я»
Страх действовать, «как бы чего не вышло»
Страх что-то менять в своей жизни
Страх брать на себя ответственность.
Мысли, что лучше ничего не делать, оно как-нибудь само образуется
Прокрастинация (откладывание дел на потом) часто берет начало именно в этом послании.
Причем, «не делать» можно по разным причинам:
«Не делай , это страшно будут неприятности»
«Не делай, ты не умеешь, мы знаем лучше»
«Не делай, потому что всё равно сделаешь неправильно, тебя осудят»
Послание «не делай» может сочетаться и с другими посланиями, например «не добейся успеха».
Причем здесь перфекционизм?
Кроме посланий, в транзактном анализе выделяют еще и «драйверы».
Если послание передается от детского эго-состояния родителей (неосознанно, невербально), то драйвер передается от родительского эго-состояния родителей в более позднем возрасте. Притом, передается осознанно и проговаривается вслух.
Драйвер — это прямое указание, каким надо быть, как надо действовать.
Например: «Спеши», «Будь первым», «Будь лучшим», «Будь сильным», «Старайся», «Будь осторожен».
Получается, человека ориентируют на то, что он должен быть первым, лучшим, стараться и спешить — тем самым формируя перфекционизм. Но в то же время глубоко внутри сидит установка, что «действовать опасно».
Это жесточайший внутренний конфликт, когда с одной стороны человек стремится сделать всё правильно, наилучшим образом. А с другой стороны очень боится ошибиться и сделать что-то не так. Этот конфликт отнимает очень много сил и изматывает. При этом человек осуждает и ругает себя, за то что «не делает».
Бывают ли перфекционисты, у которых есть драйвер «спеши и будь лучшим», но нет родительского послания «не делай»?
Бывают. Это люди, которые стремятся делать своё дело хорошо и преуспевают в этом. И здесь нет никакого внутреннего конфликта.
А перфекционист, у которого есть послание «не делай», потому и стремится к идеальности, что глубоко внутри сидит страх ошибиться и что-то сделать не так. И этот страх «покрывается» родительским указанием о том, что надо спешить и быть лучшим во всём.
Как передается послание «Не делай».
Родители как правило сами тоже обладают этим посланием (получили его в детстве от своих родителей, и сейчас передают «по наследству»).
Они сами боятся и тревожатся, и не позволяют ребенку совершать в общем-то обычные действия:
«не ходи сюда, а то упадешь»
«отдай мне, я сделаю сама»
«не трогай, это опасно»
«ты не умеешь, дай мне»
«не трогай кису, оцарапает»
«не бегай, разобьешь коленку»
В результате ребенок вырастает, и постоянно сомневается в себе, в своих силах. Тревожится, а вдруг не получится. И убежден, что он ничего нормально сделать не может.
У такого человека будут трудности при принятии решений, при принятии на себя ответственности, а прокрастинация (откладывание на потом) станет его верной спутницей.
Терапевт — не судья!
Важно: говоря о посланиях, мы не судим родителей. Тем более родители не сами из вредности придумали и передали это послание. Они в свою очередь тоже когда-то получили его от своих родителей и передали «по наследству».
Задача психотерапии — не искать виноватых, а помочь клиенту освободиться от этого послания и улучшить свою жизнь сегодня.
Про новое решение и про агрессию
Родители передают послание, неосознанно. Но это не значит, что они пишут всё в подсознание ребенка, как в открытую книгу. Роль ребенка активна — он принимает это послание, и делает для себя вывод о жизни «Действовать опасно». И терапия направлена как раз на то, чтобы человек из детского эго-состояния принял новое решение «Я могу действовать! Я действую!»
ВАЖНО: Новое решение принимается именно из детского эго-состояния. На уровне взрослого эго-состояния человек и сам всё прекрасно понимает и осознает. Но это понимание не отменяет страха, который испытывает внутренний ребенок, именно этот страх мешает начинать дела и действовать. Поэтому для перерешения нужно именно детское эго-состояние.
Это можно сделать в терапии. И не только в терапии — иногда в определенных жизненных ситуациях, на эмоциях человек пересматривает свои детские решения и принимает новые.
Некоторые люди боятся «вот я узнал о родительских посланиях, начну с ними работать и буду злиться на своих родителей». Агрессия — это не конечный пункт терапии. Это лишь промежуточный этап, и в этом чувстве есть энергия, которая используется на принятие нового решения. После того как человек принял новое решение, он не злится и не обвиняет родителей. Наоборот, понимает, что родители — это тоже живые люди, и в свою очередь они могли получить это послание в собственном детстве.
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
1. Исправить эту установку у себя. В основе этого послания лежит страх — что всё пойдет не так, и случится что-то плохое, или что кто-то осудит. Причем этот страх иррационален и не соответствует сегодняшней реальности. Страх идет именно из состояния «ребенок». Поэтому, если родитель трансформирует это послание у себя — то он и сам будет действовать легко, и детям он сможет передать новую установку: «Делай! Действуй!»
2. Обращать внимание на свои мысли, чувства и действия. Например, когда Вы излишне тревожитесь за ребенка. Осознавать эту тревогу и позволять ребенку действовать и получать свой собственный жизненный опыт, «набивать шишки». Естественно, в разумных пределах, я сейчас не имею в виду действительно опасные действия.
Послание «не делай» часто встречается у очень компетентных людей.
Я работала с клиенткой, она преподаватель, и решила развиваться в новой для себя сфере деятельности. Причем, прошла очень хорошее обучение и была полностью готова начать.
Но ей было страшно выходить на аудиторию, она очень хотела всё сделать правильно, боялась что подумают о ней новые ученики , боялась допустить малейшую ошибку и получить осуждение от учеников. Причем, мне со стороны было видно, что она компетентна, и что она вполне готова, и я сама бы с радостью училась у неё
После того как мы с ней убрали страх, она начала вести занятия. И сейчас она хорошо развивается и успешна в своей новой деятльности .
Как исправить это послание у себя самостоятельно.
Есть несколько способов:
Делать, несмотря на послание и на страх. Здесь хорошо подойдет стратегия маленьких шагов. Причем — главное это начать делать. Дальше страх отступает и действовать легче.
Вырастить внутри себя поддерживающего родителя, который будет говорить «делай, действуй, у тебя получится, даже если ошибешься- ничего страшного. Начинай». Родительская часть личности формируется и достраивается в течение всей жизни — поэтому это возможно
Знать такую свою «особенность» и научиться самоподдержке именно при начале нового дела
Дать себе право на ошибку и на любой результат
Принимать помощь и поддержку других, именно в те моменты, когда Вы начинаете что-то новое
Наверняка, есть сфера жизни, где у Вас легко и спокойно получается начинать. Так не бывает, чтобы начинать было тяжело везде и всегда. Можно перенести свой успешный опыт и в другие сферы жизни.
Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!
--
Вероника Крайнова
Клинический психолог, эриксоновский гипнотерапевт, специалист по психотерапии аллергий
Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги