Послание 10. Не будь нормальным

Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим о десятом — «не будь нормальным»

Это очень странное послание, и его обладатель тоже чувствует себя странно и ведет себя странно.

Признаки этого послания:
Человек сомневается в своей нормальности
Ощущает себя ненормальным
Ощущает себя странным и не таким как все
Часто говорит о себе «я ненормальный»
Боится сойти с ума
Совершает странные поступки, необъяснимые с рациональной точки зрения
Может испытывать желание шокировать, эпатировать окружающих (поведением или одеждой) – не быть как все, и регулярно это проделывать
Может стремиться постоянно быть не как все (причем не только на стадии подросткового бунта, а во взрослом возрасте тоже)
У этого послания есть 2 аспекта:
Быть не таким как все (социальная норма)
Быть ненормальным в плане психической нормы

ВАЖНО: Любое послание может быть проявлено в разной степени, например по 10-балльной шкале на 10 баллов, или на 3-4 балла. И у человека могут быть как все признаки, так и только некоторые из них.

Как передается и принимается послание «Не будь нормальным».
Через слова: родители часто повторяют ребенку «Ты не нормалный», «Ты сумасшедший», «У всех дети нормальные, а ты – нет», «Ты сведешь нас с ума».
Личным примером: Когда родители сами ненормально себя ведут. Или в случае если родители имеют психические заболевания.
Через действия: проявление ненормальности, когда ребенок делает что-то странное, или когда ребенок ведет себя не так как все. Если родители обращают внимание на ребенка, только когда он делает что-то странное, ведет себя странно – а в остальное время игнорируют его.

Ребенок делает вывод, что он ненормальный. Или что быть таким как все — плохо, а быть не таким, странным, ненормальным — хорошо. Может начать использовать проявления «ненормальности» как способ получения внимания
Норма тут может пониматься в широком смысле. Как психическая норма, так и социальная норма, как принято в обществе.

ВАЖНО:
Норма это очень растяжимое понятие, и если человек чем-то отличается от нормы — это далеко не всегда означает что-то плохое.
В эссе идет речь о случаях, когда послание и принятое решение доставляет определенные неудобства, прежде всего самому человеку — страхи, дискомфорт, сомнения, переживания.

Пример:
Клиент, мужчина 40 лет (привожу пример с его разрешения) боялся сойти с ума. Причем, никаких объективных предпосылок к тому не было, каких-либо признаков психического нездоровья он не проявлял.
Выяснилось, что родители ему часто повторяли «ты ненормальный, ты сумасшедший», и он бессознательно с этим согласился.

Позитивный пример (мой)
Ребенок в любом случае делает выводы сам — это зависит от его врожденных особенностей, характера, предыдущего опыта. И если от двух родительских фигур поступают противоречивые послания — то для ребенка это может быть даже полезно..
Мой отец считал, что нельзя быть как все, не надо стремиться к норме, норма — это плохо. Он это и показывал своими действиями, и говорил об этом. В то же время бабушка наоборот говорила, что надо быть нормальной, вести себя нормально, поощряла проявления нормальности, чтобы как все, как у всех. Из чего я бессознательно сделала вывод, что норма — это очень растяжимое понятие, и можно и так, и эдак — в зависимости от того, как хочется самой.

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
Обращать внимание, что Вы поощряете и награждаете своим вниманием.
Не говорить ребенку «ты ненормальный, ты сумасшедший» и подобных слов

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не будь нормальным».
Подумать, что Вы получаете через проявление «ненормальности», какие свои потребности реализуете — внимание, значимость. Иногда люди с помощью «ненормального» поведения избегают чего-то неприятного. «А что с него взять, он ненормальный».
И постепенно учиться реализовывать эти потребности другим способом, более подходящим
Если есть страх сойти с ума, или сомнения в своей нормальности — то можно почитать о критериях психического здоровья, чтобы прояснить для себя эту тему.

В терапии:
Цель терапии — укрепить взрослую часть личности, чтобы человек мог осознанно принимать решения.
И перерешить это послание, отменить детское решение «не быть нормальным» — чтобы человек смог сам делать выбор, когда и как ему себя вести, и перестал бояться, что он ненормальный или сойдет с ума.
В терапии делается акцент на здоровые проявления, чтобы усилить их и укрепить.

Как происходит перерешение:
Можно это делать 2-мя способами:
1. Через работу с конкретной детской ситуацией, где ребенок принял это решение. Как правило, таких ситуаций много, и решение постепенно укреплялось. Можно взять самую раннюю ситуацию, которую вспомнит клиент, либо самую эмоционально яркую. Может потребоваться работа с несколькими ситуациями.
2. Через работу с субличностью (частью), которая сформировалась как следствие этого способа воспитания и этих ситуаций. В этом случае человек может не помнить саму конкретную ситуацию, и изменения происходят за счет трансформации субличности.

Принятое новое решение нужно укреплять, чтобы человек научился по-новому воспринимать себя, выработал и сохранил новое отношение к себе, людям и миру, сформировал для себя новые способы действий.

 

Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Быть таким это норма
  • Любить себя, чтобы быть стройной
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • Хочешь быть счастливой – будь ей, а еще можно быть удобной
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • Ребенок не отпускает от себя. Как быть?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • ...Человек рождается, чтобы быть счастливым...
  • Ребенок ведет себя плохо? Это нормально!
  • Как перестать быть жертвой, спасти себя и ни для кого не быть палачом?
  • Не нужно быть умным, чтобы стать богатым. Как всегда быть «при деньгах»
  • Послание 2. Быть или не быть - вот в чем вопрос.
  • На чем можно разбогатеть — 8 инструментов, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь