Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим про двенадцатое — «не будь счастливым»
Такой человек не может чувствовать себя счастливым.
Признаки этого послания:
Даже если в жизни всё хорошо, и нет причин чувствовать себя несчастным — откуда-то изнутри идет это ощущение несчастливости.
Человек не испытывает счастья, хотя у него нет явных проблем, и в целом в жизни всё хорошо – в семье, с друзьями, на работе, в бизнесе и т.д.
Не позволяет себе радоваться — потому что потом придется плакать
Не позволяет себе быть счастливым, ожидает что если даже сейчас хорошо – скоро будет плохо
Убежден, что нельзя просто так чувствовать себя счастливыми , так не бывает
Удивляется «Как другие люди могут быть счастливыми? Наверное, они врут и на самом деле так же несчастны, как и я».
Депрессивные состояния, дисфория (пониженное настроение)
Бывает, что человек как будто «притягивает к себе несчастья» – чтобы вновь испытать стереотипное чувство «я несчастен».
Причем, это ощущение несчастливости никак не связано с жизненными событиями. Оно просто есть, как фон
На уровне разума человек может понимать, что всё нормально, нет причин быть недовольным и несчастным. Наоборот, всё идет хорошо и есть причины быть довольным и счастливым. Но это не помогает ему чувстввать себя хорошо, потому что ощущение несчастливости идет из детской части. Из бессознательного.
Важно: такие послания — это уровень глубинных жизненных установок.
Человек как правило не осознает, что у него это есть, ему не приходит в голову в этом сомневаться, как-то оспаривать или размышлять об этом.
Для человека просто мир так устроен, и всё. Потому что это так, и иначе не бывает. Читая об этом, можно увидеть себя со стороны и осознать это, узнать себя в описании.
Как передается и принимается послание «Не будь счастливым».
Как правило, оно передается от родителей, которые сами не умеют быть счастливыми.
Может быть родители сами находятся в депрессивном состоянии, или даже в многолетней депрессии. Они передают своё состояние личным примером.
Родители могут повторять ребенку:
«Нельзя быть счастливым в этом мире»,
«Не надо много радоваться, а то потом придётся много плакать»,
«Счастливыми могут быть только идиоты»
«Жизнь — это страдание и боль»
«Надо терпеть»
«Хорошенького понемножку»
«Надо заслужить»
и подобные высказывания.
Родители могут «поглаживать» ребенка за проявления несчастья, в те моменты когда он страдает – жалеть его, уделять ему больше внимания. Освобождать от каких-либо дел, потому что ребенок «и так уже страдает».
Если родители очень требовательные — то они могут смягчать требования только в случае если «ребенок уже страдает достаточно».
Послание может дополнительно укрепляться общественными и религиозными стереотипами о страданиях и несчастьях.
Ребенок делает вывод,
что жизнь — это сложно, это несчастье и страдания
А кроме этого, страдания и несчастье – это способ заслужить внимание и любовь от родителей (или других взрослых, их заменяющих)
Ребенок буквально «учится на примере родителей» как нужно страдать и как чувствовать себя несчастным.
Может научиться получать от страданий определенную «выгоду» — получать внимание, одобрение, подтверждение значимости.
Есть еще установка «счастье надо заслужить». Просто так нельзя быть счастливым. Сначала надо хорошенько пострадать, чтобы только потом получить вознаграждение. Или наоборот, за незаслуженное счастье придется расплачиваться.
Передается и в семье, обычно так и говорят про «заслужить». Плюс культуральные «легенды и мифы» — сказки, книги, фильмы, о том как герои страдали, чтобы в конце получить вознаграждение — кусочек счастья.
Но обычно семейное имеет приоритет. Если в семье «не выдали» — то культуральное не ляжет, человек его отвергнет.
Пример 1: (мой)
Я росла с депрессивным отцом, который в принципе не умел быть счастливым. Он любил повторять «Несчастный я человек». И уже тогда будучи ребенком я понимала зачем он это делает — чтобы получить внимание, чтобы мы начали его убеждать что всё не так уж плохо и мы его любим.
Послание «не будь счастливым» включилось у меня не сразу. Сначала я чувствовала себя достаточно счастливой и всё шло хорошо. Послание включилось позже, на фоне перегрузок на работе и жизненных сложностей.
Пример 2. Важно быть недовольной
(с разрешения клиентки)
У клиентки возникало хроническое стереотипное чувство недовольства. Недовольна мужем, недовольна ситуацией на работе, недовольна детьми, и собой тоже недовольна. Хотя объективно, причин для постоянного недовольства не было, по её мнению (на уровне разума).
Выяснилось, что это чувство она скопировала у своих родителей, которые считали что нельзя быть довольными, нельзя расслабляться. Старшие родственники считали так же, это было их семейной установкой.
В терапии она поняла и почувствовала, что она не обязана чувствовать себя так же как родственники, и разрешила себе быть счастливой и довольной.
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания
Проработать это послание у себя — чтобы не передавать его детям
Обращать внимание на свои слова, не говорить детям о том что всё плохо, нет причин для счастья и подобного
Обращать внимание, за что Вы вознаграждаете детей вниманием. Вознаграждать за страдания и несчастье, и не обращать внимание когда дети счастливы и радостны — это будет формировать послание «не будь счастливым».
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не будь счастливым».
В книге Р.. и М. Гулдингов «Терапия нового решения» есть история про девушку, которая чувствовала себя несчастной, и терапевт попросила её рассказать о том как прошел тот же самый день как если бы она была счастлива.
Это упражнение хорошо работает— помогает осознать что человек сам создает для себя такой фон несчастья, и сделать другой выбор.
Разрешать себе быть счастливыми, просто радоваться. Послание «не будь счастливым» может сочетаться с «не будь ребенком».
Можно подумать какие «выгоды» Вы получаете от своего ощущения несчастья — и учиться получать это другим способом.
В терапии:
Здесь важно понять, у кого человек научился быть несчастным. Как правило это родители, или другие значимые родственники.
Дальше — принять новое решение, что можно быть счастливым, разрешить это себе.
Опять же, есть несколько вариантов, как это сделать:
Работать с ситуациями, где ребенок принял решение не быть счастливым, и из детского состояния принять новое решение. Такая ситуация как правило не одна.
С субличностью (с детской частью) которая сформировалась в результате этого — чтобы она разрешила себе чувство счастья
Эриксоновский гипноз — в трансе через метафору, где главный герой пересмотрел своё отношение к жизни, и научился быть счастливым.
Можно комбинировать эти способы, в зависимости от того, что клиенту больше подходит.
Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!