Несерьезная работа, или Почему детские психологи все время играют

Несерьезная работа или Почему детские психологи все время играют

Мой младший сын все время просится прийти ко мне на работу.  Еще бы! У меня в кабинете песочница, пластилин, мелки, фломастеры и краски, настольные игры и яркие картинки, и, конечно, целая куча игрушек. Когда сын спрашивает меня, чем я занимаюсь с детьми, я абсолютно честно отвечаю, что играю. Целый день напролет. Такая вот у меня замечательная работа. Почему же я не могу заниматься со своими маленькими клиентами какими-то более серьезными вещами, в конце-то концов?

Игра – это самая естественная деятельность ребенка, это буквально среда его обитания, воздух, которым он дышит. Дети играли всегда и везде, во все исторические периоды, во всех культурах. Право ребенка на игру официально признается даже ООН. И именно играя, ребенок развивается. Сначала он учится манипулировать предметами, осваивая при этом первые мыслительные действия, потом, по мере собственного развития, подражает взрослым, осваивает функции предметов, примеряет на себя разнообразные социальные роли.

Игра для ребенка – способ выразить себя, свои эмоции, в том числе и негативные, пережить свои проблемы. В игре ребенок символически выражает свой внутренний мир и дает возможность заглянуть в этот мир внимательному взрослому.

Первоклассник Андрей очень любит играть с песком. Он перебирает песок, раскладывает фигурки и камешки. Я замечаю, что на песке лежит большой камень, а рядом мальчик раскладывает несколько мелких. Спрашиваю: «Что это?» «Это учитель и ученики», - отвечает Андрей и продолжает: «Это хорошие ученики. А вот там – плохие, их выгнали из школы». Именно этот игровой эпизод помог мне понять причины поведенческих трудностей Андрея в школе и понять, что нужно делать для того, чтобы он лучше освоился в роли ученика.

Игра для психолога – это еще и способ установить контакт с ребенком, создать для него ощущение безопасности.  Очень многие дети сильно робеют, входя впервые в мой кабинет. Не секрет, что очень часто родители используют обращение к психологу в качестве «крайнего  средства», после того, как проблемы и конфликты существуют уже длительное время, в результате у ребенка может сложиться впечатление, что его ведут к психологу в качестве наказания, соответственно, он не ждет от посещения абсолютно ничего хорошего. В этом случае предложение «давай поиграем» прекрасно «растапливает лед» и создает основу для создания доверительных отношений, без которых никакая психологическая работа, ни с ребенком, ни со взрослым, невозможна, по моему глубокому убеждению.

Игра – это способ коммуникации, наиболее естественный для ребенка. У ребенка нет еще достаточного уровня абстрактного мышления, чтобы вразумительно выражать свои мысли словами, чинно полеживая на кушетке. Более того, часто и самих этих мыслей-то еще нет, потому что необходимая для этого рефлексия просто-напросто не отросла.

Ребенок живет в мире конкретных вещей и образов, а не абстрактных словесных понятий, именно поэтому игра будет являться для него лучшим способом самовыражения и средством разрешения жизненных трудностей.  Играя, ребенок может выражать страх и гнев, удовольствие и счастье, тем самым начиная потихоньку чувствовать контроль над ситуациями, которые раньше выступали для него  в качестве неразрешимых проблем.

Еще для меня как для детского психолога невероятно ценную информацию может дать наблюдение за совместной игрой ребенка со значимыми людьми из его окружения. Именно игра позволяет понять, как строятся межличностные отношения ребенка и, соответственно, найти способы их улучшения.

Косте 11 лет. Мама недовольна тем, как складываются их отношения: Костя требует очень много внимания, часто скандалит, не подчиняется требованиям… Я попросила Костю с мамой немного поиграть: посадила их перед набором мелких игрушек и предложила придумывать сказку по очереди, предложение за предложением, иллюстрируя сюжет действиями с игрушечными фигурками. Практически сразу мне бросилась в глаза дидактичность мамы: она все время старалась повернуть сюжет так, чтобы он был правильным и поучительным, несмотря на все попытки Кости привнести в игру юмор, творчество и спонтанность. Обсудив мои наблюдения с мамой, мы пришли к выводу, что это характерно для их взаимодействия, в принципе. В итоге, на последующих встречах мы, в том числе, учились вместе играть, давая возможность маме понять и прочувствовать, каким образом она может при помощи игры восполнять потребность своего сына в эмоциональном контакте, которая явно недостаточно удовлетворялась раньше.

На самом деле, я перечислила далеко не все причины, по которым именно игра является основным и наиболее эффективным средством оказания детям психологической помощи. Но я надеюсь, что хотя бы немного «приоткрыть занавеску» и дать возможность родителям заглянуть на «психологическую кухню» мне удалось. И вам, дорогие читатели, теперь будет немного понятнее, почему же детские психологи получают деньги за то, что всего лишь играют на своей работе.



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Свободная игра - как развить личность своего ребенка
  • «Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Игра – пропуск в мир ребенка
  • Игра ребенка - ключ к его пониманию
  • Игра - репетиция жизни ребенка
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Семейный конфликт и игра в обиду глазами ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Игра со смертью, которая позволяет чувствовать себя живым.
  • Какая классная игра - волейбол! (семейные отношения - игра на чужом поле)
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как понять причины проблем - спросите внутреннего ребенка. Упражнение №5
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь