|
Лето в городе - не повод огорчаться!Автор статьи: Черкай Елена Викторовна
Наступило лето. Впереди ранние рассветы и прекрасные закаты, наполненное солнцем высокое небо, теплые дожди и грозы, пение и щебетание птиц с утра до вечера и… мечты об отпуске. Отпуске, в который так хочется уже сейчас, но который будет несколькими месяцами позже. Но ведь это не повод огорчаться! Летом можно сделать огромное количество дел, до которых «руки не доходят» на протяжении года: можно с удовольствием сходить на выставки, можно дочитать когда-то начатую книгу, можно навести порядок во всем доме, включая балкон, антресоли и кладовку… Да мало ли чего можно сделать летом! Но все это, как правило, - в выходные. А что же делать в будние дни? Неужели томиться всю неделю в предвкушении выходных? Думаю, не стоит. Раскрасить (в буквальном и переносном смыслах) рабочие будни, отдохнуть летним вечером и восстановить силы и бодрость духа можно с помощью арт-терапии. Возьмите лист бумаги, краски, кисти или пастель, а можно карандаши, а можно и авторучки — не важно! И… Здесь обычно возникает ступор у людей, которые не ходили в детстве в художественную школу и убеждены, что они не умеют рисовать. В том и прелесть, что в арт-терапии не важно качество предметного рисунка, его, так сказать, художественная ценность. Важна его субъективная ценность, то, какими смыслами он наполнен, какими мыслями и переживаниями сопровождалось само рисование. Линии, цвета, фактуры проявляют образы внутреннего мира. Наверняка, в детстве делали так: кладешь под листок бумаги монетку и начинаешь заштриховывать бумагу простым карандашом, и на ней начинают проступать контуры монеты и нанесенный на нее рисунок. Это — как аналогия того, что происходит в арт-терапии: посредством линий, цветов и фактур мы выносим на бумагу, объективируем, то, что происходит в нашем внутреннем мире. Поэтому К.Г. Юнг рекомендовал своим клиентам рисовать и рисовать следующим образом: просто ставить карандаш на лист и позволять руке двигаться так, как захочется, и уже затем, вглядываясь в получившийся рисунок, прислушиваться к тем истолкованиям и пониманиям, которые возникают. Помимо того, что такое рисование выступает своеобразным «порталом» во внутренний мир, практика творчества оказывается весьма продуктивной в плане самоотношения, поскольку предполагает созидание. Здесь уместно вспомнить представление З. Фрейда о том, что либидо (которое можно трактовать как стремление к жизни, утверждение себя-живого в мире) реализуется в трех направлениях: в ребенке, в любимом человеке и в труде (созидании). Продукт, созданный человеком, как бы несет в себе отпечаток личности этого человека, его индивидуальности. Поэтому вещи, сделанные мастерами вручную, ценятся больше, нежели штампованные бездушной машиной на производстве. Так и человек, рисуя во время арт-терапии, утверждает себя, свою личность как реальность, имеющую место быть в мире. Такое переживание оказывается весьма полезным, например, для тех людей, кто терзается ощущением собственной незначимости и никчемности. Кроме рисования огромный терапевтический ресурс несет в себе музыка. Музыка, которая, увлекая нас, открывает нам новые горизонты и миры. Слушая музыку, мы можем, подхвачены ею, оказаться далеко в прошлом или, напротив, в будущем; подняться на самые высокие вершины и погрузиться в самые темные глубины; почувствовать жар пустыни и прохладу лесной чащи. И также, как и в рисовании, музыка способна погружать человека в его собственный внутренний мир, с легкостью вызывая сложную цепь ассоциаций, мыслей, чувств, образов… Помимо этого, практически каждое музыкальное произведение (я здесь говорю исключительно о том, что находится в границах искусства) имеет структуру, сходную со структурой литературного произведения: зачин, максимальная точка напряжения, разрешение. Следуя за музыкой, наше переживание движется в той же логике, и поэтому, когда мы дослушали, например, симфонию, до конца, мы испытываем эмоциональный подъем и воодушевление. А теперь представьте, что рисование и музыку можно объединить! Идея синтеза искусств вдохновляла С.С. Прокофьева, С.М. Эйзенштейна, Б.М. Галеева и многих других. Вспомните всемирно известный и любимый многими мультфильм Disney «Фантазия», в основу которого положены несколько музыкальных произведений. Также и в арт-терапии рисование и слушание музыки может быть объединено. Я практиковала такой способ в арт-терапевтической группе, которая проработала более двух лет, и назвала его активным слушанием музыки, поскольку парадоксальным образом рисование, сохраняя всю описанную выше продуктивность, помогает сконцентрироваться на музыке и усиливает ее воздействие на слушателя. И если определенным образом подобрать музыку и слушать ее, рисуя, то с помощью арт-терапии можно не только наполнить красками и звуками несколько будничных вечеров, но и, погрузившись в свой внутренний мир, обнаружить в себе источник силы и желания жить. Пробуйте, экспериментируйте, а если хотите, - присоединяйтесь к арт-терапевтической группе, которая в этом году будет работать онлайн.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|