|
Самый спорный вопрос, или что нужно знать о психологе?Автор статьи: Юлия Станиславовна Кульпина
Следует ли, психологу показывать свое эмоциональное отношение к тому, что рассказывает клиент? А делиться с ним своим схожим опытом? Своим способом решения проблем? А выражать свое отношение к клиенту? В какой степени можно открыться? Одно дело – рассказать о своем профессиональном пути, другое – о сексуальных убеждениях. Психоаналитические теоретики проповедуют строгое сохранение нейтральности психотерапевта, сдерживание любого, даже незначительного эмоционального отреагирования. В этой парадигме быть чистым листом для клиента – одна из основных задач аналитика. В других направлениях с этим не так строго, но все-таки уместно ли «Я Вам очень сопереживаю, и сам был в такой ситуации.» ? Если обратить внимание на то, что не вся наша жизнь психотерапия J и заимствовать опыт обычной беседы между людьми с доверительной атмосферой, то, безусловно, самораскрытие одного собеседника способствует ответному самораскрытию другого собеседника, а в терапии для установления рабочего контакта – самораскрытие клиента, порой, довольно полезная вещь. Гуманистические и экзистенциальные теоретики убеждены, что психолог должен быть настоящий. Целостная личность, которую наблюдает клиент, помогает ориентироваться, поддерживает ощущение реальности. Кроме того, напрягают и мешают терапии отношения эксперт-клиент. А самораскрытие (конечно же, мы имеем ввиду исключительно уместное, адекватное самораскрытие) положительно влияет на баланс власти в терапевтических отношениях. Кто владеет информацией, тот правит миром. Подобие этому высказыванию и отношения внутри кабинета терапевта. Особенно важно, на мой взгляд, это с клиентами, которые только начинают посещать терапевта и еще не очень понимают: что это за услуга такая? На что можно рассчитывать во время сессии? И как бы не показывали мы клиенту, что он сам знает ответы на свои вопросы, а все таки червячок сомнений (а может птица надежда))), мысль, что психолог-то наверняка знает, что и как надо, сейчас поговорит, поспрашивает и подскажет, а иначе, зачем он тогда? Причем, что любопытно (не знаю, поддержат ли меня коллеги), но в моей практике - чем солиднее новый клиент, тем сумрачнее у него представления о всезнании лекаря человеческих душ. О чем я? Есть клиенты, которые готовясь прийти к психологу, пытались разобраться в проблеме самостоятельно, в наш-то информационный век – такие попытки интернет-пространство всячески поощряет. А только ленивый психолог не предупредит читателя, что советов он не дает, что на терапии придется вкалывать. При этом, опять же, клиент уже «понаходил» разной информации о психологах, в курсе, что люди они все разные и живые. А есть клиенты, которые «ерундой не страдают» и с интернетом не консультируются. Они убеждены, что каждый специалист должен заниматься своим делом, и коли есть такая профессия психолог, то вот пусть он и скажет, чему там его научили, в чем он за время своей работы разобрался, что собственно говоря, делать? Очень я таких клиентов уважаю. « В смысле, Вы не знаете, что делать с моим шалопаем?» . И в этом случае, оповещение клиента о том, что ты не бог, оно еще какое рискованное. ( могла бы, поставила бы здесь смайлик). В целом, мое мнение, что терапевт должен раскрываться нечасто, но очень четко чувствовать тот момент, когда это сделать нужно для пользы клиента, чтобы признать реальность, укрепить альянс, а иногда и выступить в качестве модели. Твое мнение, уважаемый читатель, приветствуется (и ожидается)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|