|
Нарушение личных границАвтор статьи: Анастасия Викторовна Вьюга
Границы личности есть внутренние и внешние, это как двойные двери в парадной или в вашем доме. Внешние двери, ведущие на улицу, как правило крепкие, железные, с кодовыми замками. Внутренние – легкие, пластиковые, деревянные, иногда стеклянные, часто не имеющие никакого замка. Зачем они нужны эти внутренние двери? Для сохранения тепла и чистоты, как правило. У личности также: внешние границы – это область контакта с миром, внутренние – это сохранение внутренней экологии своего «я». Формы нарушение внутренних границ:
Нарушение внутренних границ приводит к незнанию «Кто я?», что серьезно нарушает все уровни функционирования, эмоции, желания, потребности, мысли смешиваются, сложно диффиренцируются от внешних посылов, попросту утрачиваются. Нарушение внешних границ происходит двумя способами: запрет и долг. Запрет – искусственное сужение границ, чаще всего достигается нагнетанием тревоги и создает тревогу, долг – искусственное расширение границ, формирует ложную ответственность, стыд и вину. Происходить нарушение границ может в разном возрасте, но чем раньше это происходит, тем более серьезные последствия будет иметь, так как ранний опыт нарушения границ будет накапливать вокруг себя, как снежный ком, соответствующие паттерны поведения. Запрет. Личность растет и развивается, познает себя и окружающий мир, осваивает новые способы действия. Например, ребенок уже готов и стремится к самостоятельности, но тревожный родитель (как правило, тревожный), руководствуясь принципом «как бы чего не вышло» ограничивает и контролирует каждый шаг. Конечно, умеренный контроль необходим и совсем без запретов тоже нельзя, но сверхконтроль нарушает хрупкие еще не оформленные границы, ребенок чаще не может отстоять себя перед родителем. Результат: тревога, фобии, панические атаки, неувереннность, зависимость. Долг. Личность растет и развивается, и попытки ускорить естественный темп часто дают пагубный результат. Нарушение границ по принципу расширения возникает тогда, когда от ребенка требуют то, на что он еще не способен в силу уровня своего развития, сверхтребования и сверхожидания порождают сверхусилия. Например, формулировка «ты уже взрослый делай сам» на прямые просьбы о помощи, вменение обязанностей несоответствующих возрасту, часто встречала родителей, требующих освоение школьной программы наперед (неизвестно зачем, при этом снижается мотивация к обучению, неинтересно учить то, что уже знаешь), явная неспособность справиться с поставленными задачами укрепляется чувством стыда. Результат: тревога, сверхконтроль, подавление чувств, чувство неполноценности, апатия, окр. Изначально формируются внутренние границы, предполагаю, что их основа закладывается в возрасте до 2-3 лет, затем начинают выстраиваться внешние границы, к 5-6 годам способ контакта с миром уже четко определен. Конечно, границы существуют, укрепляются или могут быть нарушены в последующие возраста, но если они нарушены в ранний период, новое их возведение представляет серьезную терапевтическую задачу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|