|
Психологические границы. Норма и нарушение.Автор статьи: Краснова Татьяна Владимировна
В последнее время очень часто начали говорить про психологические границы и последствия их нарушения. Действительно, тема актуальная, ведь часто причиной обращения к психологу за помощью бывает связано именно с нарушением границ. Нарушение границ выражается по-разному. И очень сильно последствия видны в семье, в близких отношениях, так как у многих есть убеждение, что если человек близкий (тем более, если это дети), то они вправе нарушать границы. Так искаженно понимается понятие близости. И бывает очень сложно увидеть патологичность такого убеждения, ведь мужа/жену, а тем более детей, часто воспринимают как собственность, и отношение к ним соответствующее.
Самое примитивное нарушение границ – это физическое насилие, когда считается нормальным поднять руку на близкого человека, если тот не оправдывает ожидания. И при этом патологично не только со стороны насильника, но и со стороны жертвы, которая продолжает это терпеть, а бывает и бессознательно провоцирует насильника на подобные действия. Более тонкие и изощренные нарушения границ – это психологические, когда включаются разного рода манипуляции (виной, стыдом, отказом в любви, навязывании своих убеждений, ценностей и т.д.). Обида также является следствием нарушения границ, признак неоправданных ожиданий. Люди, у которых нарушены границы, очень часто попадают в разного рода зависимости, так как в категорию «я» входит не только «я», но и то, что находится за его пределами, в том числе и другие люди. Указывают на нарушения границ множество проблем, которые возникают в жизни:
Конечно же, это не полный список проблем, с которыми может столкнуться человек с нарушенными границами. Нарушение границ всегда вызывает негативную реакцию, от легкого дискомфорта до очень болезненных переживаний, вплоть до ответной агрессивной реакции, чтобы защитить свои границы. Этап формирования границ: Принято, считать, что формирование границ у ребенка относится ко второму этапу раннего развития – от 2-х до 5-6 лет. Ребенок научается самостоятельно передвигаться в пространстве, активно его изучая. В этот период у ребенка идет активное формирование речи. Ребенок начинает называть предметы словами, что позволяет ему выделять сущности в окружающем мире. У ребенка формируется понятие «Я», что является очень важным с точки зрения выстраивания границ, так как ребенок таким образом как бы отделяет себя от других, определяя свои границы. Также у ребенка формируется понятие «мое», когда он начинает присваивать себе предметы и обозначать их принадлежность ему, как собственности. Это тоже очень важный этап, так как ребенку нужно наполнить свое пространство. Если у ребенка сформировано понятие «мое», он также легко может определить «не мое», то, что находится вне его границ. У ребенка в этот период начинаются первые попытки сопротивления родителям. Если сопротивление жестко подавляется, то это чревато тем, что нарушается умение определять свои границы. Чтобы не быть отвергнутым, ребенок отказывается от своего желания, что во взрослой жизни может привести к проблемам с определением собственных желаний и оправдыванию желаний других людей, особенно эмоционально значимых. Какие действия родителей может повлечь нарушение границ?
И т.д. Все эти действия родителей становятся помехой для выстраивания здоровых границ у ребенка. И во взрослой жизни ребенок с такими посланиями будет испытывать реальные трудности в определении своих границ и выстраивании здоровых взаимоотношений с окружающими. Критерии здоровых границ. Человек с выстроенными границами более продуктивно взаимодействует с окружающими людьми. Это происходит за счет того, что он не позволяет нарушить свои границы, и в то же время с уважением относится и к границам другого человека. И просто не будет входить во взаимодействие с теми людьми, с кем здоровое взаимоотношение невозможно. Если у человека выстроены границы, он может: - отделить собственные потребности, с уважением относиться к потребностям и желаниям других людей; - соотносить собственные потребности с внешними условиями; - умеет выстраивать границы и отделять сущности друг от друга; - определить собственные убеждения и ценности, которые основаны на его собственном опыте, а не навязаны ему извне; - открыто выражает свои чувства, не прибегаю к манипуляциям и др. Нарушенные границы можно восстановить, было бы желание изменить качество вашей жизни и взаимоотношения на более здоровые и продуктивные. Конечно, сделать это не просто, так как в старых стратегиях может быть много вторичных выгод, а по-новому выстраивать отношения еще нужно учиться, и проявить терпение и настойчивость. Тем более, если окружающие вас люди будут провоцировать на старое поведение. Выстраивание нового взаимодействия – это тоже навык, который обязательно освоится, если вы действительно хотите более здоровых и целостных отношений. Здоровых вам взаимоотношений! Сотрудничества и сотворчества! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|