|
Эмоциональный банк ребенкаАвтор статьи: Прошкин Николай Владимирович
автор статьи: Прошкин Николай сайт: psiholog-nn.ru
больше материалов в моей группе ВКонтакте: https://vk.com/n.v.proshkin присоединяйтесь) Наиболее частый запрос ко мне, как к психологу – обращение родных или близких по поводу проблем членов семьи. И те случаи, когда не сам человек приходит за помощью, а приходят его родные и близкие, безусловно, преобладают в моей практике… Под психологическими проблемами можно понимать достаточно многое: зависимость, измены, агрессивное поведение, депрессивное настроение, болезни, случаи детского воровства, неуспеваемость ребенка в школе, частые конфликты ребенка и сверстников и т.д. Любое подобное поведение называется симптоматическим, или коротко – симптом. Человек, у которого такой симптом наблюдается – это носитель симптома. Симптоматическое поведение – это очень широкий класс нарушений, включающий также психические нарушения. Оно должно удовлетворять следующим условиям: 1) поведение носителя симптома оказывает сравнительно сильное влияние на других членов семьи; 2) поведение носителя симптома непроизвольно и не поддается контролю самому носителю. Наиболее частым носителем симптома в семье выступает ребенок, в виду своего наиболее зависимого от семьи положения. Семья, которая пришла на консультацию, всегда хочет победить симптом, но сам симптом – это лишь вершина айсберга, которую мы видим, причем большая его часть скрыта от нас «под водой». К примеру, если человек часто болеет простудными заболеваниями, то сосредотачиваться нужно не простуде (хотя ее подлечить тоже необходимо), а на том, отчего человек так много болеет. Может оказаться, например, что он живет в постоянном стрессе. Тогда необходимо что-то предпринять в направлении снижения количества стресса в жизни. Пока этого не сделано, состояние здоровья улучшаться не будет. Такая же логика и в работе с поведенческими симптомами у детей – с симптомом можно бороться, но пока не разобраться в причинах, порождающих его, симптом не пройдет, либо один симптом поменяется на другой. Что же скрывается в основании айсберга? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим несколько понятий: “чувства”, “бессознательное” и “эмоциональный банк”. Чувства даны нам не просто так, чтобы были. Это наши ориентиры в жизни, поскольку мы откликаемся ими на события, которые происходят в нашей жизни. Каждое чувство несет важную информацию. Например, страх говорит о потребности в безопасности, радость – о том, что все идет в данный момент хорошо, интерес – помогает мне отличить людей и занятия, которые для меня подходят, раздражение – сигнал, что мои границы нарушили, чувство одиночества напоминает о потребности в общении, тоска и грусть - о потребности в поддержке, а отвращение о желании уйти от чего-то, что очень не нравится (противно). Чувства имеют свойства накапливаться, если не находят выхода, становясь хроническими, окрашивающими состояние человека. Хронические чувства могут сильно мешать в жизни. Хроническое чувство уже не является ориентиром, оно начинает создавать преграды. Например, чувство вины помогает понять, что человек сделал что-то не так – в этом заключается функция чувства вины. Человеку же, который находится в хроническом чувстве вины, кажется, что он всегда поступает не так, неправильно. Хронические чувства труднопереносимы. Труднопереносимые чувства еще и трудно осознаются. Бессознательное – это область психики, которая активно влияет на деятельность человека, но в отношении которой, отсутствует контроль сознания. Хроническое чувство перестает осознаваться, но продолжает влиять на поведение человека. Чаще его ощущают как напряжение, для снятия которого прибегают к определенным действиям. Продолжим пример с хронической виной. Так хроническая вина перестает осознаваться, но она проявляется в поведении человека, например, он может никому не говорить “нет” и постоянно оправдываться (таким образом, он освобождается от напряжения, вызванного чувством вины). Работа психолога с таким клиентом будет заключаться в том, чтобы он начал осознавать то чувство, в котором он прибывает постоянно. Если такой клиент начинает понимать, что он находится в хронической вине, то это уже хороший результат работы… можно идти дальше! Детям свои чувства трудно осознавать и обозначать. Их, в общем-то, этому практически не учат. Ребенок не знает как называется определенное чувство, но при этом его испытывает. Симптомы ребенка говорят о том, что его эмоциональный банк чем-то переполнен. Понятие “эмоциональный банк” встречается в одной из книг С.Кови. Я несколько переработал его идею в ходе своей практики. В обычном банке хранятся деньги и ценные вещи. В эмоциональном банке хранятся чувства. В обычном банке может храниться: золото, серебро, рубли, доллары, евро и т.д. Их там определенное количество. В эмоциональном банке хранятся чувства, а именно: злость, радость, обида, тоска, удовлетворение, печаль, интерес и т.д. Банк может выдавать “кредиты”. Кредиты – это все то, что человек отдает среде (людям, работе, учебе, увлечениям и т.д.) из своего эмоционального банка. Кредитами являются: общение, отношения, действия и т.д. Эмоциональный банк способен к выдаче определенных кредитов, в той эмоциональной валюте, которая в нем есть. Чем больше в нем определенной валюты, тем больший кредит он способен выдать именно в этой валюте. Эмоциональный банк ребенка, у которого есть симптом, переполнен определенными чувствами и выглядит вот так (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Эмоциональный банк ребенка с симптомом.
В нем преобладают хронические чувства вины, стыда, страха, одиночества. Симптом – это тот язык, на котором ребенок говорит, что переполнен этими чувствами. Одновременно симптом – это способ, с помощью которого хронические чувства можно сгладить. Например, можно устроить драку в школе и получить большую порцию внимания от взрослых, пусть и с негативным оттенком. Или можно уйти в виртуальный мир, где вместо стыда, можно пережить успех. Можно также уменьшить уровень напряжения в семье, например, принять агрессию от родителей, предназначенную друг другу, на себя, получив, например, несколько двоек в школе. И теперь, если изобразить тот айсберг, о котором я говорил в начале статьи, то можно увидеть его таким: Рисунок 2. Симптом и чувства.
Итак, мы видим симптом на поверхности айсберга, а у его основания эмоциональный банк. И можно теперь до бесконечности говорить, что такое хорошо и что такое плохо, ставить на учет в милицию, рассказывать о вреде данного поведения, вызывать на совет по профилактике, лишать, получать на выходе придется лишь один симптом за другим. Откуда же в эмоциональном банке ребенка берутся данные хронические чувства? Из семейной системы, вернее из ее основных пяти параметров: - структура семьи; -коммуникация в семье; -семейная история; -стадии жизненного цикла семьи; -функции симптоматического поведения. (обо всем этом речь пойдет в следующих статьях). Ребенок с эмоциональным банком, приведенным выше, будет выдавать кредиты семье страхом, виной, стыдом, одиночеством. Но и он когда-то получил кредиты в этой валюте. Естественно, в первую очередь от самых авторитетных взрослых – родителей. Родители взаимодействуют с ребенком тоже исходя из своего эмоционального банка. Ниже приведен эмоциональный банк родителя ребенка с симптоматическим поведением. Рисунок 3. Эмоциональный банк родителя ребенка с поведенческим симптомом. Как видно, банк родителя идентичен банку ребенка с симптомом, только кредиты, выдаваемые в виде определенного чувства, могут выглядеть по-разному. Например, если родитель переполнен стыдом, он может это чувство отдавать в виде поведения, направленного на контроль успешности своего ребенка. Естественно, неизбежно, что такой родитель ребенка будет стыдить, например, вешая ярлыки: “ты ленивый”, “про тебя говорят, что ты…”, “ты безвольный”. По-сути – это механизм проективной идентификации. Ребенок, накопив большое количество стыда, начнет его облегчать, употребляя, например, алкоголь. Родитель начнет стыдиться, что у него ребенок с такой проблемой. Круг замкнулся. Естественно, родитель тоже когда-то обзавелся таким банком и не осознает его. Придя на прием к психологу, он будет рассказывать только про ребенка и просить сделать что-то с ребенком. Ребенок способен выдавать кредиты успешной учебой, хорошими отношениями со сверстниками, помощью по дому, уважением, здоровым образом жизни, если имеет иной эмоциональный банк, банк, в котором преобладают совсем иные чувства. Рисунок 4. Эмоциональный банк ребенка без симптоматического поведения. Преобладание данных чувств в эмоциональном банке возникает в функциональной (здоровой) семейной системе. О том, что отличает функциональную семейную систему, от дисфункциональной и о том, как параметры семьи связаны с симптомом ребенка, речь пойдет в следующей статье.
Литература:
1) Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики [текст]:/ А.Черников – М.: Класс, 2001.- 208 с. 2) Кови С.Р. 7 привычек высокоэффективных людей [текст]:/ С.Р.Кови– Мн.: ООО “Попурри”, 2002.-512 с. 3) Бессознательное [электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org 4) [электронный ресурс] https://ru.pinterest.com/designconnected/cold-as-ice/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|