Об осмысленности работы

Автор статьи: Вадим Емельянов


Об осмысленности работы

Доброго времени суток!

В этой статье я хочу поговорить с вами на тему работы как личностно значимого явления в жизни сознательного человека. По возможности максимально коротко и содержательно, ибо время - ресурс ограниченный и невосполнимый.

Разумеется, я здесь не изобретаю что-то сверхновое, однако предприму попытку обобщить ту информацию, которая мне известна. И которая, возможно, частично не известна вам, а также вероятна полезна.

Начнем с общих понятий и смыслов.

Под понятием "работа" имею в виду трудовую деятельность субъекта как носителя активности, т.е. человека. Знаковое отличие трудовой деятельности от других видов в том, что он целенаправленно результативный, то есть направлен на некую цель как предвосхищаемый результат.

Цель "растет" из потребности, содержащий мотив и порождающий мотивацию как активное побуждение к трудовой деятельности, состоящей из последовательности действий и операций со своими задачами/подзадачами.

В виде конечных результатов может быть создание чего-то нового или внесение изменений в уже существующее, что по сути схоже. Мы берем элементы будущей системы и приводим их в новый строй, образуя новую систему.

Конечно же, ввиду технократического характера развития общества значительный объем труда замещается механизированными средствами, но поговорим все же о человеке.

Будучи субъектом как носителем активности он также является носителем побуждающей мотивации. Она (мотивация) может быть внутренней и внешней.

Во внутреннюю мотивацию включен личный интерес субъекта  с учетом его ценностей (например, ценность помощи другим людям), что вдохновляет на участие в трудовой деятельности, на процесс и/или результат.

Во внешнюю мотивацию включено понимание об необходимости. Об вынужденности внешними обстоятельствами. К примеру, договоренностью, ультиматумом, острым недостатком предмета потребности и др.

Так вот, продолжая разговор из понимания об внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности. Когда у субъекта преобладает первый вид мотивации - он работает с большей самоотдачей, КПД, с большим удовольствием. Во втором случае - человек, как правило, не доволен, не заинтересован, экономит силы так как он в процессе часто испытывает сопротивление трудовому процессу. А сопротивление - это конфликт, конфликт интересов. А конфликты, как известно, одна из причин "кушающих" нашу энергию. Это все равно что пытаться удержать воду в дырявой кружке. И чем сильнее сопротивление - тем больше дырок в ней и тем сложнее их перекрывать пальчиками.

Из этого можно предположить о важности смысла в трудовой деятельности, осмыслености трудового процесса как такого.

Американский ученый Дэн Ариели провел любопытный эксперимент. Он предлагал добровольцам собирать модельки роботов из Lego за условную плату. Раз за разом предлагалось собирать новую и новую модельку за более низкую стоимость.

Этот эксперимент проводился в двух вариантах. В первом варианте собранные модельки складывали в коробку, а во втором варианте тут же разбирали на глазах испытуемого, снова давая запчасти от него для повторной сборки.

Результаты эксперимента показали, что во второй группе добровольцы собрали ощутимо меньшее количество моделек, чем в первой, даже если это были заядлые любители Lego. Получается, в первом варианте эксперимента люди чувствовали большую осмысленность своего труда, чем во втором, потому что видели сохранность их результатов. Хоть они и не занимались чем-то грандиозным - они всего лишь игрались с Lego за символические суммы. Тем не менее даже небольшой личностный смысл влияет на продуктивность.

Это, т.н. "сизифовы условия труда" - такие условия труда, которые делают процесс труда бессмысленным. Например, в виду обесценивания результатов или их (результатов) уничтожения. Их суть в бесплодных цикличных повторениях этапов трудовой деятельности. Словно вам поручено копать яму и закапывать ее вновь из раза в раз. И ваше сопротивление будет закономерно возрастать, потому что утрачивается какой-либо личностный смысл и интерес в этих действиях. Однако, если человеку платить все возрастающее и возрастающее денежное вознаграждение, то он может смириться с этим на какое-то время, пока будет и дальше готов удерживать для себя этот мотивационный компромисс.

Осмысленность трудового процесса важна для его стабильности, плодотворности и удовлетворенного, ресурсного состояния субъекта деятельности.

Если ваши результаты труда к/л образом уничтожаются или игнорируются - то это стабильно демотивирует вас на повышение качества работы или хотя бы сохранения прежнего уровня.
"Зачем стараться, если в этом нет смысла, если ценность этого не подтверждается?" - возникает вполне логичный вопрос.

В контексте темы статьи можно вспомнить также и понятие ИМД ("имитация бурной деятельности") - как, скорее, продукт ленивого и внутренне не замотивированного субъекта. Но это уже, пожалуй, предмет отдельной статьи.

А данная статья уже и так довольно "наполненная" :)

Таким образом, говоря о трудовой мотивации несправедливо ставить ее в равенство с заработной платой, ибо это лишь часть внешней мотивации. Хоть деньги и выступают как универсальный эквивалент предметам различных потребностей. Осмысленность, созидательность, трудности (в виде интересных задач), профессиональная самоидентификация, гордость (за процесс/результаты труда), чувство достоинства, нужности/полезности и др. - также важные составляющие полноценной трудовой мотивации специалиста.

Благодарю вас за ваше внимание!



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Про деньги, фразу "не за что" и обесценивание собственного труда.
  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • О значении "Внутренней мотивации"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Секреты мотивации. Модель "иметь-быть-делать"
  • "Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта
  • "Нет выше Цели, чем Служить Другим" || Компонента Мотивации!!! >>>
  • Формула Перемен (Компоненты "Мотивации Изменений")
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • "Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.
  • Как работает принцип "Пружины" для мотивации.
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Откладываем дела "на потом" - недостаток мотивации или лень?
  • Разбор "Пакета" Вредных Убеждений Насчёт Мотивации (+здоровые альтернативы!)
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Дорогая психотерапия" или "сопротивление изменениям"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь