Откладываем дела "на потом" - недостаток мотивации или лень?

Откладываем дела на потом  недостаток мотивации или лень 

Когда человек начал откладывать дела "на потом"?

Исследователь мотивации профессор Пирс Стил из школы бизнеса университета Калгари утверждает, что откладывать "на потом" человечество начало с появлением земледелия, ещё древние египтяне высекали иероглифы, обозначающие откладывание во времени. Но нас это не очень утешает. Надо делать - мы не делаем. Такое положение вещей называют недостатком мотивации.

Что такое мотивация  простыми словами?  С моей точки зрения, мотивация – это когда человек хочет что-то сделать и делает это, то есть желание человека переходит в реальное действие.

Когда же желание в действие не переходит, и пуще того,- когда человек несколько раз заставил себя действовать, но потом действие «сошло на нет», мы именуем это ленью.

Но мозг устроен так, что мы что-то всё же делаем, и уж если делаем это что-то, то мозг считает именно ту область, где мы действуем, приоритетной.

Не открою Америки, если скажу, что лени нет. У каждого нашего действия равно как и бездействия есть причины, просто мы часто не в курсе, из-за чего именно мы не делаем того, что хотим.

Причинами нашего бездействия могут быть:

  • Родительские предписания, такие как «Не действуй!», «Не достигай успеха!», «Будь неудачником!», которые мы можем осознать и проработать только с психологом.
  • Выработанная с детства привычка всё делать в последний момент, плохая самоорганизация. В этом случае тоже желательно пообщаться с психологом, который сможет выяснить индивидуальный паттерн привычки (как человек у себя в голове «уложил» привычку делать всё в последний момент), и изменить его в нужную сторону.

Мой опыт показывает, что чаще всего плохая самоорганизация у тех взрослых уже людей, которых в детстве чересчур опекали либо использовали слишком «давящий» стиль воспитания.

  • Препятствия, которые наше бессознательное «видит» либо в цели, которую мы хотим достичь, либо в том, как мы это делаем, либо в последствиях. Не очень понятно? Сейчас объясню.

 

В последнем случае можно разделить то, что мы  "не делаем" на способы ; цель ; последствия достижения цели.

Дополнительный «толчок» нам нужен, когда нам:

  • Не нравится как именно мы должны достигать чего-то (например, чтобы похудеть, нужно делать зарядку, а мне сложно встать утром пораньше), поэтому проходит месяц-два, а утреннюю зарядку я как не делала, так и не делаю.
  • Не нравится цель (например, родители заставляют поступать на специальность, которая меня не привлекает), поэтому я не готовлюсь к экзаменам, хотя вечером даю себе слово, что с утра сяду готовиться;
  • Не устраивают последствия (например, если я хочу уйти с работы, но  я понимаю, что впереди меня ждёт неопределённость как последствие (устроюсь ли я на новую работу, будет ли там выше зп; будут ли там комфортные условия для моей работы и т.д.)), и в результате новую работу не ищу, хотя каждый день себе говорю, что вот завтра начну.

 

Упражнение 1:

И, если Вам интересна эта тема, я попрошу Вас вспомнить то, что Вы хотели бы сделать, и уже начали, но… очень скоро прекратили. И теперь думаете, что надо бы продолжить это делать, но как-то всё… откладываете до лучших времён.

И теперь я попрошу Вас проанализировать то, что Вы хотите  сделать, но не делаете, с точки последствий достижения цели, способов достижения и нужности самой цели.

Последствия: Например, я давно хотела доделать сайт, который в "полусыром виде" уже существует около года.

Для начала я задаюсь вопросом, а для чего (зачем) мне данный сайт?

- Продавать услуги.

Т.е. реальная цель доделывания сайта – продавать с его помощью мои услуги.

Теперь я задаюсь вопросом: «А что будет, когда я этот сайт доделаю? Что дальше мне придётся сделать и какие эмоции это вызывает у меня?»

И может быть,  я вдруг выясню, что дальше мне придётся работать в поте лица так, что мне никаких денег не захочется))).  Значит, проблема в последствиях моей цели. Не хочу я делать сайт, чтобы потом непрерывно работать.

__________________________________________________________________

Что касается способов, которыми я достигаю цели (готовый сайт), то в данном случае это может быть

  • доделаю сама (не хватает знаний);
  • найму специалиста (недостаточно денег);
  • попрошу помочь знакомого за частичную оплату (он объяснит мне те моменты, которые вызывают трудности в доделывании сайта)(этот путь меня устраивает).

 

Внимание, чтобы выяснить способы, которыми Вы  собираетесь достигать цель, задаём себе примерно такие вопросы:

  • Что меня останавливает, когда я хочу начать это делать? (как-то неохота, я себя уговариваю, что начнут потом, а потом не начинаю);
  • Что именно мне нравится в том, как я буду это делать? (нравится писать статьи, а больше ничего);
  • Что именно мне не нравится в том, как я буду это делать? (я плохо понимаю технические моменты);
  • Чего именно для меня самое неприятное в том, как я буду это делать? (очень много времени и сил займут дополнительные занятия по тому, как технически я буду делать сайт, если я займусь им самостоятельно);

Выяснить препятствия в последствии достижения целей и нужность самой цели помогают такие вопросы: 

  • Что будет, если ты сделаешь ...? Что ты почувствуешь и как это будешь использовать, с какой частотой? (о, потом я буду продвигать свой сайт в сети; трудиться придётся каждый день по 8 часов;, вообще-то само продвижение мне не очень интересно, мне интересна сама работа с клиентами);
  • Если ты достигнешь своей цели в полной мере, что ты будешь чувствовать и как действовать дальше? (продвигать сайт и ни от кого не зависеть в результате);
  • Если ты имеешь всё, что нужно, чем ещё ты будешь заниматься дальше? (я буду учиться дальше и совершенствовать своё мастерство).

  

В данном упражнении наша задача понять, в чём «барьер»:

в самой цели (не так уж важна, например); в способах достижения цели (слишком затратны, например) или в последствиях достижения цели ( ну сделаю я сайт, так потом на его раскрутку пахать придётся).

В результате такого анализа может выясниться,

  • Что пути достижения цели очень сложны (например, чтобы похудеть, нужно сидеть на диете, заниматься зарядкой и постоянно себя контролировать везде – это очень сложно для меня и я могу, например, сделать липосакцию);
  • Что последствия достижения цели катастрофичны или очень затратны для меня, (например, ну сделаю я сайт, так потом же работать  надо на привлечение клиентов, а это пахать и пахать, так что пока я сайт не делаю, можно и не напрягаться).
  • Что цель мне вообще не нужна ( например, я не беру дополнительную работу, как решила, чтобы копить  деньги на машину, но, оказывается, - машина как цель меня не привлекает, просто все знакомые ездят на машинах, и я решила, что я не хуже, но на самом деле никакой ценности для меня в машине нет, следовательно, цель мне сама по себе не важна, вот я ничего для её реализации и не делаю).

 

В любом случае, если мы что-то регулярно не делаем (или что-то у нас регулярно не получается делать), то за этим обязательно стоит какая-то конкретика, просто "неохота" не бывает!!!

Значит, где-то внутри нашей цели есть препятствие, которое не позволяет идти дальше!!!!

Но вот определились мы с  препятствием, поняли, в чём дело, и теперь что нам делать?

Цели-то достичь всё ещё хочется…

Тогда порекомендую упражнение 2:

Для чего нам необходимо:

1. Определиться с препятствием (в самой цели или способах достижения или  последствиях)

2. Ассоциироваться с этим состоянием (например, я добьюсь цели, а вдруг меня не оценят и я боюсь оказаться лузером в собственных глазах).

Тогда ассоциируемся  с этим страхом (оказаться лузером) .

Как ассоциироваться? Найти в теле ощущение страха и постараться увеличить его хотя бы слегка.

3. Далее кладём руки на плечи «вперекрёст» как на картине Пикассо у девушки, только на плечи кладём две руки, и одновременно сосредотачиваемся на состоянии страха и начинаем постукивать по плечам руками поочерёдно (за секунду нужно сделать 2 движения каждой рукой по-очереди), обязательно во время постукиваний сосредоточившись на страхе в теле!!!

Сделали 20 движений, - перерыв, во время которого отслеживаем, что происходит с чувством страха в теле – уменьшилось, сдвинулось, исчезло.

По 20 движений с перерывом делаем до тех пор, пока чувство «страха» в теле не исчезнет либо максимально не уменьшится.

Ещё раз о правилах выполнения упражнения:

  • Выясняем, где именно в теле сосредоточено нежелательное чувство;
  • Кладём руки на плечи вперекрёст;
  • Одновременно сосредоточившись на нежелательном чувстве в теле и даже «увеличив» его, начинаем по-очереди постукивать руками по плечам с амплитудой по 1 движению каждой рукой за секунду (то есть за секунду делаем всего 2 движения разными руками)
  • Один блок движений состоит из 20 «ударов» обеими руками по плечам, после чего делаем вдох-выдох.
  • После каждого блока осуществляем диагностику (уменьшилось нежелательное состояние, и, если уменьшилось, то на сколько %, если брать первоначальное состояние за100%, сдвинулось ли куда-то, изменилось ли вообще как-нибудь);
  • Работаем до снижения состояния от «выраженного» до " по фигу".

 

Теперь, когда мы уменьшили препятствия от "я не могу, потому что..." до "да мне всё равно...", нужно "подкачать" саму мотивацию в данном конкретном контексте.

Т.е. нам по-прежнему чего-то не хватает, чтобы начать двигаться к нашей цели и делать что-то.

Для «подкачки мотивации» – упражнение 3:

Для этого:

  • Определимся с тем, чего нам не хватает (лёгкости, например)
  • Вспомним ситуацию, в которой мы испытывали лёгкость.
  • Сосредотачиваемся на том месте в теле, где было раньше нежелательное состояние и стараемся «ощутить» на его месте лёгкость, одновременно постукивая себя по плечам по тому же принципу, как и в предыдущем упражнении.
  • Сделав, проводим диагностику, и если ещё чего-то не хватает, чтобы "начать делать" то-то и то-то, определяем, чего ещё не хватает, для чего находим другую ситуацию, где был следующий необходимый нам ресурс (например, "очень хотеть") и «вкладываем» так же, как и в предыдущем случае.
  • Всё время проверяем, хватает ли ресурсов  для того, чтобы начать делать, и при необходимости добавляем ещё (для проверки представляем, что мы уже начали делать то, что не делали, и анализируем, насколько велико наше желание делать это).
  • Делаем упражнение  до тех пор, пока не убедимся, что достаточно, и мы готовы начать делать то, что раньше не делали.

Внимание! Это упражнение  не работает для 20% людей))). Так уж сложилось. 

И, "на закуску" притча о мотивации:


Однажды человек шел мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
- Извините, мэм, – обратился он к старушке, – что случилось с вашей собакой?
- С ней? – переспросила она. – Она лежит на гвозде.
Смущенный ее ответом человек спросил:
- Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
- Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.



Желаю Вам  мотивации достаточной для действий!!!



Просмотров: 777
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Чего не хватает для достижения цели?
  • Если денег не хватает, то нужно срочно делать именно это
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Кто я?", "время ускорено", и снова цели... цели...
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Нет выше Цели, чем Служить Другим" || Компонента Мотивации!!! >>>
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Искусство достижения цели: как сделать так, чтобы жизнь удавалась?
  • Мысли про прокрастинацию или что делать с постоянным откладыванием "на потом"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Всё понимаю, но что теперь с этим делать?"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Помнить про цель цели - или, "что дают"?
  • Что делать, если ваш мужчина хочет "паузу в отношениях"?Инструкция
  • НЛП по вторникам Что делать, если ваши цели разрушают. Часть 2
  • Что делать, если "муж женат на своей маме"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь