Симптом выбрасывает флаг. Арт-терапия психосоматики.

Симптом выбрасывает флаг. Арт-терапевтические методы работы с психосоматическими заболеваниями. Автораская методика.

Ворк-шоп с таким названием я провожу в рамках специализации "Арт-терапевтические методы работы с психосоматическими заболеваниями и болевыми симптомами". Идея создания этой арт-терапевтической методики, как и многих других техник, которые я презентую в своей обучающей программе по психосоматике, родилась у меня еще во время моей практической работы в стационарах медицинских учреждений, когда я встречала вновь прибывших, как их называют, "первичных пациентов". Во время первой консультации я наблюдала за их невербальными проявлениями: мимикой лица, вегетативными реакциями, микродвижениями конечностей, походкой , осанкой, тембром голоса.

Перед моими глазами разворачивались настолько неповторимые невербальные драмы, как будто каждый пациент играл на своем, неведомом мне, только ему известном музыкальным инструменте, как будто каждый из них дирижировал своим оркестром или был режиссером своего фильма, жил своей жизнью в рамках одних и тех же "законов болезни".

В моем воображении родилась метафора:"Симптом как маленькое государство на планете Земля, а может и накакой-то другой планете Солнечносй системы". Но одно мне было интересно понять в рамках этой метафоры: как живет это государство, какие законы действуют на его территории, как выглядят жители этой страны, каковы их нравы, судьбы, какие эмоции легальны в этом государстве, а какие - нет и, наконец, кто правит этим государством, каковы формы правления: это монархия, республика, демократия, диктатура, президентская республика или президентско-парламентская, какие законы и нормативные акты издают правители этой страны, есть ли здесь смертная казнь, реперессии, свобода слова в этом государстве? Многое другое заинтересовало меня в процессе раскрытия этой метафоры, в котрой Симптом был собирательным образом правителя этого государства (заболевания).

Из теории мы знаем, что любой симптом - это зашифрованное в телесных знаках  послание из бессознательного нашей психики. И задача психотерапевта - помочь пациенту расшифровать это послание, перевести с непонятного языка на понятный. Для этого я воспользовалась метафорой: поскольку Симптом - правительнекоего фантастического государства, то у этого государства есть все атрибуты , присущие государству, а, следовательно, есть флаг, как символ государства.

Ворк-шоп "Симптом выбрасывает флаг" имеет три рабочие модальности: непосредственно рисунок, телесно-ориентированная часть и нарратив (создание творческого текста ).

Первое, что я предлагаю пациенту - воздвигнуть на главном здании государства флаг. Конечно, как арт-терапевт, наблюдающий за неповторимым набором невербальных телесных реакций каждого индивида, поступившего в стационар клиники, я предполагаю. что таким же неповторимым будет и флаг, который "выбросит" симптом. И я прошу нарисовать этот симптом красками.

На полотнах этих флагов разворачиваются целые драмы... Появляются не только цвета и формы,фигуры, имена, а часто даже слова и целые фразы, дающие нам ключи к разгадке.

Второй этап работы заключается в следующем. Я прошу пациента представить, как Симптом с этим Флагом бродит по улицам города, заходит  к пациенту на работу, в офис,к нему  домой, двигается из комнаты в комнату, приходит в гости к друзьям, идет на концерт или в кинотеатр. Я прошу пациента увидеть его походку , осанку, мимику, услышать тембр его голоса, микродвижения тела. Я прошу его стать этим Симптомом и, взяв флаг в руки, пройтис по кабинету его походкой, показать, как он двигается, как несет свой флаг: "Станьте этим симптомом на время и покажите его движения, походку...".

Будет уместно привести здесь пример. Пациентка среднего возраста с диагнозом "панические атаки" нарисовала весьма яркий, красочный, привлекающий внимание флаг. В этом рисунке было много романтики, красивые цветы, алые , пухлые, соблазняющие губы, мужчина на одном колене перед женщиной протягивает ей бует роз... и в уголке надпись:"Любовь", перечеркнутая черной линией. Походка этой женщины с флагом была похожа на шествие по подиуму: прямая осанка, шаг от бедра, покачивающиеся, как волны моря, бедра и , едва уловимая, улыбка на лице, которую она стыдливо прикрывала полотнищем флага.

Я попросила ее посмотреть на себя со стороны , словно в зеркале, и увидеть себя идущую с флагом этой походкой, которую ей старательно изобразил фасилитатор ( ее партнер наблюдатель в группе, если работа индивидуальная фасилитатором может быть терапевт ), она вскрикнула от удивления: "Мне так не хватает внимания и любви моего мужа, я все тащу на своих плечах - бизнес, домашнюю работу, а он ничего не делает, я не чувствую себя женщиной!". Она сразу осознала, что болезнь дает ей легальную возможность быть слабой женщиной , получать любовь и заботу мужа.

Продвигаясь далее в этой работе, я предлагаю пациентам написать эссе, в котором прошу описать весь государственный уклад страны, которой правит их симптом или болезнь, описывая правителя, его законы, нравы людей и  т. д. Итак, мы выходим в третью модальность этой методики - нарративный текст.

В своем ворк-шопе "Симптом выбрасывает флаг" я ставлю перед собой задачу донести ту степень эмоциональной глубины, которая достигается нами в процессе работы. По моему мнению данную методику можно отнести к экспессивным, катарсическим, а следовательно для ее применения есть некоторые ограничения. Несмотря на то, что эта методика эффективна при работе с психосоматическими пациентами, я бы не рекомендовала ее применять в работе с психиатрическими пациентами. Возможности данной методики позволяют применять ее как в групповой, так и в индивидуальной работе.

автор Юлия Латуненко

Простір арт-терапії: вершини усвїдомлення. Матеріали 9 Міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції. - Київ, 2012. Автор статті Латуненко Юлія Євгенівна



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Методика МАК "Мой симптом" (работа с психосоматикой)
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Навязчивое повторение как симптом.
  • "Любимый мой телесный симптом"
  • Зачем "кормить" симптом?
  • "Да пропади оно все! " - как бороться с этой мыслью
  • "Почему он ушёл к этой стерве?"
  • "Что хорошего в этой жалости?!"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь