|
Работа с навязчивостями у детей. “Смерть Кощея - в яйце”.Автор статьи: Веретенникова Зоя Михайловна
Перед тем как приступить к обсуждению основной темы – терапии навязчивостей, несколько вводных слов о самом расстройстве. Слово «навязчивый» в Большом толковом словаре русского языка, выпущенного под редакцией Д.Н. Ушакова объясняется так: неприятно-назойливый, нагло или надоедливо предлагающий свои услуги; такой, что всем навязывается с чем-нибудь или хочет навязать что-нибудь. Основу невроза[1] составляют обсессии (навязчивости) и стереотипное компульсивное (непреодолимое, насильственное) поведение, которые могут встречаться раздельно или в различных сочетаниях. Навязчивые состояния у детей могут фиксироваться как в структуре обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), так и при других расстройствах тревожного спектра («тревога сепарации», социальная фобия, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство) и депрессии. Вообще, навязчивые состояния, не имеющие отношения к ОКР регистрируются почти у трети пациентов детского возраста. Психогенные навязчивые реакции могут наблюдаться уже в раннем и дошкольном возрасте. Развернутый невроз формируется обычно к 8-10-летнему возрасту и имеет три разновидности:
Это расстройство относится к числу затяжных и склонных к рецидивирующему течению форм, трудно поддающихся лечению. И именно поэтому хочется разобраться, что же является ключевым моментом в коррекции навязчивостей? Как подступиться к той самой иголочке, в которой находится жизнь Кощея, а в нашем случае – невротический конфликт? Как разрушить его? Как построить работу с ребенком, и какие волшебные слова, реплики использовать? Для того чтобы начать обсуждать коррекцию невроза навязчивых состояний, необходимо остановиться на причинах формирования этого недуга, поскольку понимание этого процесса укажет на ключевые моменты в терапии. И здесь нас интересует гипотеза, которая затрагивает воспитание ребенка, т.е. взаимодействие ребенка с его взрослым окружением. Суть невроза навязчивых состояний по В.Н. Мясищеву заключается в конфликте между “должен” и “хочу”. В процессе развития, когда ребенок перестает быть младенцем, чьи желания и потребности с удовольствием и легко исполняются, родители начинают более активный воспитательный процесс с предъявлением требований к ребенку. Они пытаются управлять им, чтобы тот ел аккуратно, здоровался при встрече, чистил зубы, убирал игрушки и т.д., и не делал каких-то недозволенных вещей: кривлялся за столом, грубил страшим, ковырял в носу и т.д. У ребенка же по-прежнему сохраняется потребность в удовлетворении своих импульсов и желаний.
Ключевое звено в терапии навязчивостей - разъединение слепленного комплекса “Я-Мои желания”. Есть – ты и у тебя есть разные желания. Какие-то желания уместны сейчас, какие-то нет. На сессии с ребенком терапевт принимает самого ребенка, не зависимо от желаний ребенка и его поведения. Терапевту может не нравится что-то, что хочет сделать ребенок, что он говорит или делает, в любом случае он позитивно настроен на самого ребенка. В терапии необходимо создать условия, в которых было бы желание ребенка и отказ терапевта ребенку в этом желании. Часто гуманистически настроенные терапевты работают только на принятие ребенка и его желаний. Но это подкрепляет лишь то, что у ребенка уже есть: он принимает свои социальноодобряемые желания и это не приводит к разъединению комплекса “Я-Мои желания”. Просто расширяется возможный спектр одобряемых желаний и “Я” укрепляется, больше принимается, что полезно и неплохо, но, по сути, не затрагивает невротический конфликт. Важно нащупать место для интервенции, где возникнет конфликтная ситуация между “хочу” ребенка и “нельзя” терапевта, в котором ребенок получит новый опыт, где отказ в его желании не затронет принятие самого ребенка, т.е. сохранится контакт между ними, говорящий: ты – мне важен, я тебя понимаю, слышу, вижу, уважаю, и в тоже время твое желание сейчас не выполнимо. Т.е. ты – это ты, а твое желание, это что-то отдельное от тебя. Здесь очень важно аккуратно сделать интервенцию, содержащую эти два послания в одном поле. Чтобы у ребенка возникло переживание, что он – принят, а его желание - нет. Это место в терапии не так просто найти, и иногда необходимо создавать такую ситуацию искусственно. Дети, которые уже выработали социальноодобряемое поведение, легко отказываются от запретных желаний, они очень чувствительны к тому, что можно, а что нельзя, они очень угодливы. Трудно поймать их и дать возможность пережить этот новый опыт. Часто для этого необходимо провести предварительную работу, чтобы ребенок рискнул задержаться в моменте икс – и столкнулся с отказом терапевта. Особенно, если у ребенка не просто единичные навязчивые реакции, а уже сформировавашийся невроз, говорящий про то, что в опыте ребенка очень мало принятия его желаний, интенций, спонтанных проявлений. Тогда терапевту необходимо нарастить базу, фундамент для переживания конфликта, дать ребенку опору, которая включает в себя:
Отказывая ребенку необходимо:
Сюда не подходят ситуации, когда ребенок нарушает правила случайно. Например: просыпает песок из совочка на пол. Если ребенок испуган и ждет реакции терапевта, то это говорит за то, что он согласен со взрослым и знает, что так нельзя, и он готов извинится, наказать себя сам, устыдится. Если Вы спокойно и с пониманием скажете, что такое случается, и Вы видели, что он это сделал случайно, то Вы поработаете над его спонтанностью, над принятием своих ошибок. Это будет предварительная работа над базой, но не по разрешению самого конфликта. Необходима ситуация, например такая: время закончилось, а ребенок не доиграл. Даже если он легко отказывается от игры и готов спокойно выйти из комнаты, Вы можете попробовать отразить его желание: тебе жаль, что время закончилось, ты хочешь остаться и доиграть. Попробуйте в этом месте немного задержаться и вызвать отклик у ребенка на эти слова. Переживание желания должны возникнуть. Ребенок должен их как-то начать чувствовать. И если это получилось, и Вы увидели замешательство ребенка (а вдруг ему дадут еще время), то только после этого имеет смысл вводить вторую часть о том, что, к сожалению, правила таковы, что надо уже уходить из комнаты. Все, кто работают с детьми, знают, что одна из особенностей терапии – это отсутствие времени на продумывание откликов, реакций, интервенций. Ребенок – спонтанен в своих проявлениях, он легко меняет свою деятельность в сессии, он не будет ждать терапевта, а тем более, если есть что-то, что ему неприятно и он сам хочет этого избежать. Поэтому для терапевта важно иметь в запасе готовые отклики, реплики, или какой-то образец интервенции, которые бы позволили ребенку пережить новый опыт и способствовали разрешению невротического конфликта. В завершении, еще несколько слов о работе с детьми. В сессии с ребенком очень трудно прорабатывать невротический конфликт. Скорее всего, про расстройство Вы услышите только от родителя, в беседе с которым Вы вряд ли сможете уловить, что послужило причиной навязчивости у ребенка. Но, если Вы укрепите его “Я”, если в терапии Вы сможете ребенку дать новый опыт проживания отказа ему, то ребенок сможет рискнуть и проявить свои желания с родителями, сможет выдерживать их отказ, не наступая на себя, чувствуя себя чем-то отдельным, цельным от своего желания.
[1] - в современной классификации психических расстройств (МКБ–10) термин «невроз» заменен на термин «невротическое расстройство».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|