По словам Воланда, без теней не видно света. А значит, без плохой части не будет хорошей.
Но речь не о том, как быть замечательной мамой на фоне ужасной матери.
Вы наверняка замечали и даже говорили о себе: «когда я волнуюсь, пугаюсь, тревожусь, в голову лезут всякие дурные мысли. Потом, когда все успокоится , я понимаю - зачем орала, зачем ругалась, все это яйца выеденного не стоит».
Или делает ребёнок уроки (сентябрь, актуально же!). Ну уже пять раз все разобрали и разжевали. Ну почему он (ребёнок) так тупит! Умный же, не дурак, но делает странные вещи, зачем он огурцы с ящиками сложил, а злосчастную корову уже не знает как написать верно?! Знакомо?
А все просто устроено. Есть системы, реагирующие на стресс. И стресс - любые изменения в окружающем нас мире. Положительные и негативные. В стрессовой ситуации мозг занят одним - поиском решения. Хорошее казалось бы дело. Но, есть подвох, камушек об который ящики с огурцами из задачника и ломаются.
В ситуации стресса мозг обращается не только к логической части, но и к эмоциональной. Напугали - прячься, угрожают - беги, нет сил противостоять - замри и прикинься невидимкой.
И теперь представьте, что пока мозг глобально ищет выход из непростой ситуации, ищет способ выживания, продирается сквозь эмоции, он не может рационально мыслить.
А дальше ещё интереснее. Системы реагирующие на стресс тесно связаны с системами, отвечающими за взаимодействие с другими людьми, за понимание социального контекста.
Что получается? В ситуации эмоционального напряжения (у каждого свой уровень) мозг реагирует как на опасность. Если находится человек или внутренний образ, который помогает справиться со стрессом, мы выдыхаем, расслабляемся и начинаем рационально мыслить.
Если партнёр (муж, мама, начальник, бабушка) или сложившийся образ (критик, ругатель, цербер) не помогают справиться с тревогой, то ощущение небезопасности приводит к увеличению напряжения. Неопределённость, возбуждение, дискомфорт.
И ещё момент. Помочь справиться с напряжением можно по-разному. Хороший вариант развития - тревога ушла, вы получили нужный результат, расслабились, успокоились. Другой вариант - не получив успокоения, вы замкнулись в себе, мысленно решили «никогда и ни за что», возможно стали удерживать чувства, думать «про себя», не делиться ни с кем.
Если второй вариант повторяется из раза в раз, то формируется привычный ответ на стрессы в жизни - или избегание, уход, увеличение дистанции, или агрессивное поведение, словно предупреждающее возможное нападение.
Чтобы понять, как реагируете вы, вспомните свои недавние конфликты, то, как вы с ними справились и какие выводы сделали.
Точно также реагируют дети. Только без понимания процессов. Наблюдение за ними в ситуации стресса даст вам много информации о том, с кем из близких у ребёнка доверительные отношения, какой способ близости формируется (избегающий отношений, замкнутый на себе или открытый к диалогу, ищет ли он помощи в трудную минуту или пытается справиться сам, даёт ли возможность себе помочь или уходит в агрессивную оборону).
И самое важное, на мой взгляд. На поведение влияют и наследственность (у нас в семье все такие), и окружающая обстановка (бьют -беги, любят - расслабься). Реакции на стресс и привычное поведение можно изменить, а отношения близости можно выровнять. Если вы совершили ошибку, это не значит что ребёнок или партнёр получил психологическую травму и это нельзя исправить. Это значит, что вы можете восстановить доверие и близость между вами. Чем старше ребёнок, чем дольше длилась стрессовая обстановка, тем дольше будет идти процесс восстановления.
Если вам страшно в конфликтах, вы до дрожи пугаетесь их, или напротив, срываететсь на ровном месте, понимая позднее, что ничего такого не происходило, то помощь психолога будет уместна. Для одних - понять свой стиль близости, для других - компенсировать его, для третьих - искать способы жить, а не выживать.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.