10 способов помочь себе и ребенку справиться с хроническим стрессом в семье


Вчера на консультации клиентка задала мне вопрос: «Как уменьшить влияние поведения мужа на эмоциональное состояние ребенка? Можно ли сделать так, чтобы поведение мужа, его агрессия, неконтролируемые взрывы ярости, крики, унижения и обзывания не нанесли вред детям? Чтобы они не стали такими же? Что делать?»

Думаю, что большинство психологов согласятся с необходимостью изолирования детей от папы в такие моменты, но, к сожалению, это не всегда возможно. Да и развод не всегда является единственным способом решения проблемы. Поэтому вопрос остается острым и для мамы, и для детей, да и для самого отца, если он понимает вред своего поведения… Но если вы собрались решить эту проблему, то что же стоит сделать, чтобы минимизировать влияние негативного опыта? Перечисленные способы не являются полным перечнем или панацеей, но послужат хорошим подспорьем . Итак:

 

  • Первое и самое главное - проработать «свой багаж» каждому из родителей, воспитайте сами себя. В идеале – пройти курс психотерапии, разобраться со своим опытом, часто с детством, понять, что лежит в основе агрессии, ярости, злости, неконтролируемых взрывов, начать их осознавать и предупреждать.

Взрослые в ответе не только за себя, но и за своих детей. Поэтому прекращение передачи негативного опыта – зона ответственности родителя. Полезно пересмотреть свой собственный опыт наследования, пересмотреть принятые образцы поведения и эмоционального реагирования, отношений. Это своеобразное обеспечение собственной безопасности и безопасности детей, своей семьи и рода. Научившись справляться со своими эмоциями, контролировать их, взрослый решит одну из главных задач родительства – обеспечение комфортной и экологичной обстановки роста, развития, взросления.

 

2. К сожалению, первый способ не всегда действует. Родители не всегда готовы к пересмотру своего жизненного сценария, стратегии поведения, и в таких случаях родитель, который осознает опасность поведения своего супруга, несет ответственность за принятые или непринятые им меры по защите детей и себя от деструктивных действий партнера. Иногда нужны жесткие ограничительные меры, иногда развод. Но все это уже сугубо индивидуально и общих рецептов быть не может. Каждый случай особенный. Здесь важно помнить: в жизни каждого ребенка должен быть хотя бы один «надежный взрослый», тот, который примет и поддержит в трудную минуту, даст силы и вселит уверенность. И если ваш супруг не в состоянии это обеспечить, значит, вы должны стать этим эмоционально стабильным, опорным и надежным взрослым.

3. Разговаривайте с ребенком. Будьте честны! Скажите, что дело не в ребенке, что проблема не в нем, он – «не виноват!!!», а поведение родителя – зона его собственной ответственности. Ребенок в любом случае достоин внимания, заботы и любви. Никакие действия ребенка не могут являться основанием для ярости, безумства или других деструктивных проявлений родителя. Мама/ папа могут быть неидеальными, и это факт.

4. Постепенно вырабатывать психологическую устойчивость ребенка. Тут важно не путать нахождение в зоне непредсказуемого стресса (когда неизвестно, когда, в каком состоянии придет один из родителей, как он себя будет вести и пр.) и трудности, с которыми ребенок может справиться. Важно постепенно формировать умение решать свои проблемы и включать ребенка в такие ситуации, которые он сможет разрешить . Дети должны научиться справляться с разочарованиями, горечью, обидами, злостью. «Я сам» - золотая формула кризиса 3-х лет не теряет своей актуальности до конца жизни человека! И важно, чтобы родители поддержали ребенка на этом пути формирования эмоциональной устойчивости к стрессу разумно и грамотно. Вряд ли кто-то из родителей хочет, чтобы их ребенка раздавили жизненные невзгоды.

5. Формируйте и поддерживайте устойчивую привязанность с ребенком:

– понимайте и принимайте ребенка таким, какой он есть («Я тебя люблю несмотря ни на что…»),

- не пугайте ребенка,

- поддерживайте его словом и делом, утешайте,

- защищайте, когда это необходимо (и мальчиков, и девочек),

- принимайте его эмоции. Давайте обратную связь: «Я вижу, ты злишься, расстроен, огорчен, тебе обидно… Давай подумаем, что можно с этим сделать». Демонстрируйте адекватные способы выражения эмоций, учите говорить о том, что он чувствует.

6. Смотрите ребенку в глаза. Эта рекомендация часто дается родителям детей-дошкольников, но в ней нуждаются не только малыши. В тот момент, когда вы смотрите ребенку в глаза с чувством поддержки и сопричастности , происходит стимуляция блуждающего нерва, который снижает уровень стресса в цепочке «гипоталамус- гипофиз- надпочечники», а также регулирует деятельность сердца.

7. Не стесняйтесь и не бойтесь извиняться перед ребенком, если выдали неадекватную реакцию. Это даст не только положительный опыт взаимодействия и разрешения конфликта, но чем быстрее вы это сделаете, тем меньше следов неприятное событие оставит в памяти ребенка.

8. Снизьте собственную тревожность и умерьте свои страхи! Научитесь видеть не только плохое, но и хорошее. Дайте образец такого поведения ребенку. Например, перед сном вспоминайте хорошие мгновения прошедшего дня, хвалите за проявленные качества и сделанное. Научитесь видеть ценное в жизни и дайте возможность ребенку видеть это же в окружающем мире! Учите его периодически останавливаться и оглядываться на мир и его красоту!

9. Обнимайтесь! Обнимайтесь и еще раз обнимайтесь! «Обнимашки» в течении 20 сек способствуют выбросу окситоцина – гормона «привязанности», выброс которого возвращает чувство спокойствия и уверенности.

10. Научите ребенка простейшим практикам медитации. Они позволят повысить стрессоустойчивость и будут полезным инструментом сохранения спокойствия, самоконтроля на всю последующую жизнь.

Запись на консультации по тел.: +7-911-303-97-88 или личным сообщением через сайт 
Елена Шовина
13 дек в 11:24

Редактировать


 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Что такое фрустрация? И почему важно научить ребенка с ней справляться.
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь