|
Горе и депрессия после расставания и потери.Автор статьи: Гарипова Гульнара Рафаэлевна
Данная статья предназначена для тех, кто, когда то находился или находится в состоянии депрессии, при котором человек ощущает упадок жизненных сил, чувствует себя несчастным и ничто вокруг не является стимулом для жизни. При этом звучащие фразы: «Возьми себя в руки, у тебя семья, дети», «ты здоров, руки ноги есть», «никто не умер, значит, нет повода грустить» являются бесполезными. Так вот, почему же депрессия так истощает? Почему человек не может понять своего состояния, при котором так не хочется жить. Все вокруг становится безразличным. Возникает желание умереть и перспектива попасть в ад кажется не такой пугающей, поскольку то, что он испытывает сейчас – это уже ад. Ответ на этот вопрос постараемся найти в статье З. Фрейда «Горе и меланхолия». З. Фрейд обращает внимание на тот факт, что у людей, переживающих горе и людей, переживающих депрессию, наблюдаются одни и те же симптомы, такие как: исчезновение интереса к внешнему миру, потеря способности любить, задержка всякой деятельности. Человек в состоянии горя нам понятен, мы видим, что он не хочет смириться с потерей близкого. Он болезненно и мучительно приходит к понимаю, что погибшего больше нет. Принятие такой реальности возможно только благодаря механизму горя. Шаг за шагом человек воспроизводит в памяти эпизоды, связанные с умершим, он как будто становится живым в его внутреннем мире. Через длительное время происходит смирение с тем, что объект привязанности никогда не вернется к жизни, утрата осознается и наступает момент расставания. Человек становится свободным от сильного погружения в воспоминания, прощается с умершим и с грустью в душе возвращается к жизни. Если реакцию людей, переживших смерть близкого мы можем объяснить, то как же объяснить состояние депрессивных людей, имеющих симптомы как у человека в горе? З. Фрейд делает вывод: если симптомы в первом и во втором случае одинаковы, то это означает реакцию на потерю значимого объекта. Разница в том, что человек в горе знает, что потерял и потому так горюет, в отличие от человека в депрессии, где потеря скрыта от его сознания и поэтому он не может объяснить свое состояние, и чувствуют себя потерянным. Дальше З. Фрейд задается вопросами: Почему знание об утрате объекта при депрессии помещается в бессознательную часть «Я» и потому скрыто от сознания, а реакция на потерю не устранена? И почему люди, находящиеся в таком состоянии, ощущают себя ничтожными и жалкими, в отличие от людей, переживающих горе, где опустошается не внутренний мир, а внешний? Дело в том, что людям вообще свойственна привязанность. Если мы привязались к объекту, нам сложно с ним расстаться. Поэтому очень часто люди, претерпевающие развод, ощущают депрессию. Например, женщина, любящая своего мужа, разочаровывается в нем. Понимание о том, что она любила не того мужчину, причиняет ей сильные страдания, так как не хочет терять его как важного, подходящего для нее объекта любви. Возникает внутренний конфликт между привязанностью к мужу, которого она считала замечательным и пониманием того, что человек, с которым она живет, не такой уж и хороший. Чтобы сохранить для себя идеального мужа и уберечь себя от расставания с ним в ее психике осуществляется бессознательный процесс, при котором все плохое, что связано с мужем, помещается внутрь, а все хорошее остается снаружи. Далее происходит, как говорит З. Фрейд, «тень объекта ложиться на «Я», когда «Я» становиться не «Я», а кем то другим. Т.е та плохая часть, принадлежавшая не этой женщине, а ее мужу, становиться частью ее собственного «Я». И ее внутренний мир как бы делится на две части, и та часть, что наполнена агрессией по отношению к супругу, направляется на нее саму. Поэтому очень часто мы можем слышать от людей в депрессии: «Мой муж такой замечательный, а я такая плохая», «Я плохой муж, моя жена святая», «Я плохая мама, мой ребенок сам самый лучший». На самом деле, здесь прослеживается защитный механизм от невыносимого чувства потери. Такие люди винят себя, но не других. Парадокс в том, что обвиняя себя, они обвиняют другого. Поместить плохую часть значимого объекта в себя означает сохранить с ним отношения, характеризующиеся резкой полярностью любви и ненависти. Им очень сложно проявлять агрессию на все то, что их фрустрирует. Им легче поместить внутрь все плохое, принадлежащее не им, и тогда они наполняются ненавистью к самим себе и чувством вины из-за сложных внутрипсихических отношений между «Я» и внутренним объектом привязанности. Например, человека выжили с коллектива, с которым он проработал много лет, по причине нежелания выплачивать пособие по сокращению штата. Люди, не склонные к депрессии, будут обвинять работодателя, а тем, кому чувство потери не переносимо, будут обвинять себя, поскольку им не возможна мысль, что люди, с которыми он так долго работал, являются плохими и сложно расстаться с хорошими представлениями о них, поэтому бессознательно интроецирует все плохое, что связано с ними, и вся агрессия направляется не невиновных в его проблеме, а на него самого. Если в жизни таких людей много фрустрирующих жизненных ситуаций, то их психика переполняется враждебностью к себе и из-за невозможности ненавидеть других, таким образом, через суицид они уничтожают других в себе. И, напротив, люди, способные выражать адекватно агрессивные чувства в ответ на трогающее их события, никогда не убьют себя, так как не хотели убить другого. Итак, мы выяснили, чем отличается депрессия от горя, где при одинаковых симптомах действуют разные механизмы. Я постаралась объяснить, используя статью великого З. Фрейда «Печаль и меланхолия», состояние людей, испытывающих страдания на фоне депрессии. Буду рада, если мое понимание этой проблемы вам помогло. Гульнара Гарипова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|