Зависимость, контрзависимость, независимость и этапы развития психики

 

Концепция Дженей и Берри Уайнхолд предполагает рассмотрение зависимости как одного из этапов развития ребенка. Эта стадия может быть присущей как отдельной психики, так и пары, семьи и даже общества в целом. Поэтому зависимое или контр-зависимое поведение рассматривается как пребывание на каком-то одном этапе. Для перехода на следующий этап требуется индивидуальная, групповая психологическая работа, помощь извне, необходимая для продолжения развития личности.

 

Зависимость контрзависимость независимость и этапы развития психики

 

Зависимость и привязанность

На данном этапе ребенку важно ощущать постоянство эмоциональной связи с родителями, особенно с матерью. В этом случае он формирует связанное цельное ощущение себя, а также других. На этом этапе зарождается базовое доверие к жизни, к миру, отрабатываются первичные навыки эмоционального восстановления, а также социальные навыки для поддержания эмоциональных контактов.

Мифологически этот этап можно проиллюстрировать как пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, где они полностью зависят от божественного, уверены, что мир прекрасен и изобилен, они счастливы и наслаждаются безопасностью, всевластием и нарциссической грандиозностью.

 

Контр-зависимость и отделение

На данном этапе ребенок ощущает свою психологическую отдельность от родителей, его круг общения расширяется. Он учится разрешать внутренние конфликты, связанные со стремлением к самостоятельности и с желанием близости.

От степени успешности прохождения данного этапа зависит психологическая автономность, умение доверять собственным ощущениям, осознавать свои чувства, формулировать мысли, контролировать свои поступки, ориентируясь на социально-приемлемые нормы. Этот этап можно сравнить с психологическим рождением человека.

И созависимость, и контр-зависимость связаны с застреванием на первых двух этапах. Например, из-за того, что не было получено опыта устойчивой безопасной привязанности или если родитель не позволяет эмоционально отделиться от него. К примеру, это может быть наказание отвержением, игнорирование, гнев при проявлении автономности, несогласия, инаковости по сравнению с позицией взрослого.

Этот этап в его травматическом аспекте можно сравнить со вкушением райского яблока и изгнанием Адама и Евы из рая, когда ребенок резко оказывается изгнан из питающего его пространства. В любом случае, сепарация всегда предполагает какой-то кризис, когда идентичность и самость ребенка сталкивается с установками и потребностями родителей.

Независимость и достижение оптимальной автономии психики

На этом этапе ребенок учится самостоятельности, он способен сам ухаживать за собой. У него формируется устойчивое чувство постоянства объекта (если я расстрою маму, она не исчезнет), он обладает функциональной независимостью (может сам играть, занимать себя длительное время без присутствия родителя).

Постепенно он развивает свои собственные личные ценности, отличные от родительских, учится поддерживать связи с ровесниками, овладевает различными социальными функциями.

Данный этап можно проиллюстрировать той частью библейской легенды, когда Адам и Ева получает во владение скот, землю, учатся земледелию и сельскому хозяйству.

Взаимозависимость и взаимодействие

При успешном прохождении данной стадии развития ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, открыто говорить о своих потребностях и откликаться на потребности других. Он учится самостоятельно заботиться о себе, нести ответственность за свои действия, понимает, что его чувства и мысли рождаются в нем самом.

На этапе здоровой взаимозависимости ребенок умеет формировать надежные эмоциональные связи с ровесниками, родственниками. Впоследствии эта способность трансформируется в устойчивый полноценный контакт с собственными детьми, а также в умение найти свое место с обществе и контактировать с социумом.

Данный этап развития можно сравнить с той частью истории, когда Адам и Ева обретают самостоятельность, выстраивают свои отношения с божественным и сами становятся родителями Каина, Авеля и Сифа.



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Бихейвиористские войны как новый этап развития методологии информационных войн
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится
  • Если ребенок плохо учится.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок плохо учится. Что делать?
  • Если ребенок не хочет учится... вдохновенье от учебы
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • А во что вера и на каком этапе?
  • Помощь и совет на любом этапе
  • Ребенок не хочет учится
  • Ребенок не хочет учится.
  • «Живая и мертвая вода» образования или почему Ваш ребенок плохо учится?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему ребенок плохо учится?
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
  • Психосексуальное развитие или кто на каком этапе «застрял»?
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь