|
Зависимость, контрзависимость, независимость и этапы развития психикиАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Концепция Дженей и Берри Уайнхолд предполагает рассмотрение зависимости как одного из этапов развития ребенка. Эта стадия может быть присущей как отдельной психики, так и пары, семьи и даже общества в целом. Поэтому зависимое или контр-зависимое поведение рассматривается как пребывание на каком-то одном этапе. Для перехода на следующий этап требуется индивидуальная, групповая психологическая работа, помощь извне, необходимая для продолжения развития личности.
Зависимость и привязанность На данном этапе ребенку важно ощущать постоянство эмоциональной связи с родителями, особенно с матерью. В этом случае он формирует связанное цельное ощущение себя, а также других. На этом этапе зарождается базовое доверие к жизни, к миру, отрабатываются первичные навыки эмоционального восстановления, а также социальные навыки для поддержания эмоциональных контактов. Мифологически этот этап можно проиллюстрировать как пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, где они полностью зависят от божественного, уверены, что мир прекрасен и изобилен, они счастливы и наслаждаются безопасностью, всевластием и нарциссической грандиозностью.
Контр-зависимость и отделение На данном этапе ребенок ощущает свою психологическую отдельность от родителей, его круг общения расширяется. Он учится разрешать внутренние конфликты, связанные со стремлением к самостоятельности и с желанием близости. От степени успешности прохождения данного этапа зависит психологическая автономность, умение доверять собственным ощущениям, осознавать свои чувства, формулировать мысли, контролировать свои поступки, ориентируясь на социально-приемлемые нормы. Этот этап можно сравнить с психологическим рождением человека. И созависимость, и контр-зависимость связаны с застреванием на первых двух этапах. Например, из-за того, что не было получено опыта устойчивой безопасной привязанности или если родитель не позволяет эмоционально отделиться от него. К примеру, это может быть наказание отвержением, игнорирование, гнев при проявлении автономности, несогласия, инаковости по сравнению с позицией взрослого. Этот этап в его травматическом аспекте можно сравнить со вкушением райского яблока и изгнанием Адама и Евы из рая, когда ребенок резко оказывается изгнан из питающего его пространства. В любом случае, сепарация всегда предполагает какой-то кризис, когда идентичность и самость ребенка сталкивается с установками и потребностями родителей. Независимость и достижение оптимальной автономии психики На этом этапе ребенок учится самостоятельности, он способен сам ухаживать за собой. У него формируется устойчивое чувство постоянства объекта (если я расстрою маму, она не исчезнет), он обладает функциональной независимостью (может сам играть, занимать себя длительное время без присутствия родителя). Постепенно он развивает свои собственные личные ценности, отличные от родительских, учится поддерживать связи с ровесниками, овладевает различными социальными функциями. Данный этап можно проиллюстрировать той частью библейской легенды, когда Адам и Ева получает во владение скот, землю, учатся земледелию и сельскому хозяйству. Взаимозависимость и взаимодействие При успешном прохождении данной стадии развития ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, открыто говорить о своих потребностях и откликаться на потребности других. Он учится самостоятельно заботиться о себе, нести ответственность за свои действия, понимает, что его чувства и мысли рождаются в нем самом. На этапе здоровой взаимозависимости ребенок умеет формировать надежные эмоциональные связи с ровесниками, родственниками. Впоследствии эта способность трансформируется в устойчивый полноценный контакт с собственными детьми, а также в умение найти свое место с обществе и контактировать с социумом. Данный этап развития можно сравнить с той частью истории, когда Адам и Ева обретают самостоятельность, выстраивают свои отношения с божественным и сами становятся родителями Каина, Авеля и Сифа. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|