Психосексуальное развитие или кто на каком этапе «застрял»?

В психосексуальном развитии человека от рождения до самой смерти выделяют 5 основополагающих этапов.

Этот подход предложил еще в 80-е годы отечественный сексолог Васильченко Г.С.

Он основывается на том, что психосексуальное развитие, с одной стороны, — определенный аспект онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма. С другой — результат половой/гендерной социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Сексуальное поведение и мотивация индивида зависят от обоих этих факторов, но периодизация, основанная на стадиях развития организма, не может совпадать с периодизацией, основанной на структуре жизненного пути личности.
На шаш взгляд структура периодизации: новообразования, учет деятельности того или иного периода и др., создает более комплексную и целостную картинку, чем стадии психосексуального развития Фрейда. Хотя мы нисколько не умоляем ее достоинств.
Васильченко выделил три этапа (первые три). В дальнейшем этот подход разрабатывали В.М. Маслова, И.Л. Ботнева, Акимова Л.Н. В итоге периодизация "оформилась" в 5 этапов.

К ним относятся:

  • Половое самосознание (0-7 лет);
  • Полоролевое поведение (7-11 лет);
  • Формирование психосексуальных ориентаций (11-18 лет);
  • Период зрелой сексуальности (26-55 лет);
  • Инволюционный период (55 и выше лет).
 Давайте разберем каждую стадию более подробно, указав ее специфику, особенности и новообразования. Необходимо оговориться про возрастные границы: они могут «пересекаться» или быть смещены в разных стадиях. В рамках периодизации приведены усредненные значения, но не следует забывать об индивидуальных темпах развития. Но также необходимо сказать, что чрезмерное опережение или застревание на стадиях, не являются хорошими показателями, а, напротив, в большинстве своем указывают на дисгармонию и возможные проблемы.

Половое самосознание.[Парапубертат: от 0 до 7 лет].

Психосексуальное развитие или кто на каком этапе застрял

Это первый этап в формировании самосознания ребенка.

В этот период формируется первичный образ «Я», представления о себе, эмоциональное отношение к себе. Происходит оформление и стабилизация границ «Я».

На данном этапе важны позитивные отношения с матерью, которые должны обеспечить ребенку безопасность, базовое доверие, чувство стабильности, длительную и непрерывную эмоциональную связь.

Рассмотрим основную периодизацию данного периода:

  • 1,5 – 3 года. Осознание себя как «мальчика»/«девочки» без объяснения атрибуции (чем отличается мальчик от девочки);
  • 3-4 года. Ребенок знает свой пол и способен по полу отличать людей. Принадлежность к полу ассоциируется с внешними признаками, такими как одежда. Представления о поле как об обратимом процессе (нет осознания, что пол необратим);
  • 6-7 лет. Понимание пола как необратимого свойства. Различение окружающих по внешним признакам, по строению тела, половым органам. Проявляется естественное половое любопытство к гениталиям, реагируют на половое поведение животных (констатируют сексуальное взаимодействие).
 Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
  • Позитивный образ «Я», идентифицируемый с полом;
  • Определение своих телесных характеристик (физическое «Я»);
  • Ощущение цельности границ «Я», и, как следствие этого, необратимости своего пола.
«Задержки» на этой стадии формируют особенности характера в будущем (об этом подробно в психоаналитических трудах об оральной и анальной фиксации).

Полоролевое поведение.[Препубертат: от 7 до 11 лет].



В данную стадию происходит накопление поведенческих и когнитивных наборов социальных норм, шаблонов, установок и т.д. культуры и социума (формирование Супер-Эго).
Также здесь происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей особенностям и представлениям об идеалах мужского и женского поведения в микросоциальной среде.

Этот этап характеризуется проявлением межполовой агрессии. Это эволюционно обусловлено «отыгрыванию» моделей агрессивного поведения через социально приемлемые формы игрового поведения между детьми. Подобные игры позволяют освоить нормы поведения и культуры, которым обучаются у родителей, воспитателей и т.д. (напр., «девочек не бьют», «веди себя как мужик», «ты же девочка» и т.д.).

В этот период игра – важный механизм усвоения социальных ролей.
 Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
  • Выраженность в структуре полоролевой идентичности полоролевых черт, нормативных для своего возраста (формирование «Я»-идеальный);
  • Дифференцированность представлений о половых ролях;
  • Построение поведения, согласно нормам данной культуры и собственным представлениям о половых ролях;
  • Соответствие поведения структуре мотивов, подтверждаемое позитивным отношением к соответствующей роли;
«Пропуск» данной стадии развития чреват дефицитарностью в когнитивном аспекте по вопросам социальных и полоролевых норм, правил, стандартов и т.д. Что может сказываться непонимании своей роли в отношениях (что делает «женщина/мужчина» в семье, ответственность мужчины перед семьей и т.д).
«Застревание» на данной стадии чревато формированием чрезмерно большого количества дезадаптивных стереотипов как о собственном поле, так и противоположном. Подобного рода перегруженность нормами приводит  к патологии жесткого Супер-Эго – неврозам (ОКР, тревожность, комплексы и др.). В дальнейшем это может сказываться в поиске идеальной второй половины на протяжении всей жизни, предъявлении требований типа «место женщины у плиты», «мужчина должен….», «женщина должна….». Каждый претендент проходит кастинг на роль идеальной половины через огромный список критериев.

Формирование психосексуальных ориентаций.[Пубертат: от 11 до 18 лет]



В данной стадии происходит формирование ролевой сексуальной идентичности. Это второй критически важный период в формировании сексуального самосознания. Прохождение этого этапа во многом определяет сексуальное благополучие в будущем, так как именно здесь формируются и закрепляются социальные навыки межличностного взаимодействия.

Здесь можно выделить три стадии:

  • Платоническая (11-12 лет). Это время первой влюбленности, первых поцелуев, обращение внимания на противоположный пол, так называемая «дружба».

Эта стадия учит ухаживанию и романтичности в дальнейшем.

Если человек "застрял" здесь, то это приведет к дальнейшей излишней романтичности. Будут и стихи под луной, и закат на пляже и т.д. НО кроме романтики ничего больше и не нужно. Сам сексуальный аспект на втором, а то и не понятно каком месте. Застревание не дает возможности научиться двигаться дальше, чем романтика. Здесь не будет секса, точнее он неважен. Важно только ухаживание.
Если человек "пропустил" эту стадию, то это приведет к агрессивному завоеванию, насильственному принуждению к сексу. Так как навыков ухаживания нет, они не сформировались. Это типично для насильников.
  • Эротическая. Появляется интерес к сексу, порнографии, эротические фантазии и сны, поллюции. Происходит накопление теоретического багажа знаний о сексе через порно, рассказы, картинки и т.д.
Если человек "застрял" на этой стадии, то это проявится в хроническом онанизме, увлечении порно. Самоудовлетворение и фантазии, его сопровождающие, становятся более эмоционально насыщенными, чем живой секс. В отношениях это может сказываться на «подгоне под фантазию», что не всегда комфортно второй половине. Теряется спонтанность и принцип наслаждения во время секса «здесь-и-сейчас».
Если "пропустил" - отсутствие теоретического багажа "что и как делать" для дальнейшей сексуальной деятельности. «Одна поза на всю жизнь с выключенным светом» - весьма утрированно, но смысл ясен.
  • Сексуальная стадия. Желание реализовать свое сексуальное влечение. Начало половой жизни. В этот период закрепляются наиболее мощные условнорефлекторные связи.
 Психологические новообразования, соответствующие нормативному прохождению данного этапа:
  • Соответствие поведения в ситуации сексуального взаимодействия и его телесной презентации реальному полоролевому статусу;
  • Формирование представлений о сексуальном партнере в соответствии с представлением о его/ее половой роли;
  • Позитивное эмоциональное и ценностное (когнитивное и эмоциональное) отношение к образу партнера;
  • Соответствие партнера, обладающего определенными качествами, структуре сексуальных предпочтений;
  • Значимость телесных характеристик партнера в ситуации сексуального взаимодействия.
Не сложно заметить, что между данной стадией и следующей есть возрастное пятно. Эта стадия заканчивается на 18 годах, а следующая начинается с 26 лет. Это «окно» является промежуточным и подразумевает под собой «пробование» на практике навыков и умений, полученных в «сексуальном» периоде, а также отработку предпочтений и техники (кристаллизации предпочтений). Не у всех в этот период есть стабильные отношения, которые бы обеспечивали постоянство наличия партнера для отработки навыков. Кто-то нарабатывает в отношениях, а кто-то в постоянном поиске последних. С этой целью оставляется как бы резервное «окно».

 

Период зрелой сексуальности.[От 26 до 55 лет].



Этот период характеризуется установлением условно-физиологического ритма (установление уровня половой активности, приближающегося к индивидуальным физиологическим и психологическим данным).
В этом периоде вскрываются и проявляются все особенности и проблемы, сформированные на предыдущих стадиях.

Инволюционный период.[от 55 лет].



На данной стадии происходит изменение характера либидо, утрачивается психофизиологическая целостность в переживании ситуации интимного сближения, изменяется характер половых воздержаний (они становятся все более естественными).
Происходит угасание половых функций и сексуального желания.

 ___________________________________________________________________

Мы рассмотрели стати психосексуального развития, отметили специфические особенности каждой из них, выделив основные новообразования, и указали на возможные «сбои», которые могут их сопровождать. Следует отметить, что все в купе взаимосвязано в становлении сексуальности человека. Что-то может быть большой «поломкой», что-то  - «маленькой». Порой бывает так, что человек может не считать какую-то особенность своей сексуальной жизни – «поломкой» или «сбоем», считая это данностью и нормой. Это вопрос критичности, опыта и адаптации. Что касается «совпадения» или «несовпадения» сексуальных интересов  - это вопрос отдельных рассуждений и статьи.

Также не следует забывать о том, что психика пластична и своевременно обнаруженные сбои можно разрешить в психотерапии или психологической коррекции с квалифицированными специалистами в области сексологии. Чем быстрее идентифицируется проблема, чем меньше по времени «затягивается» ее решение, тем больше человек получит гармоничные сексуальные отношения на выходе. А как все мы знаем, устраивающая и гармоничная сексуальная сторона жизни каждого человека вносит большой вклад в целостность психического функционирования личности и благополучие отношений.

Спасибо за внимание! 

Кого заинтересовала данная тема, рекомендую книгу: Акимова Л.Н. "Психология сексуальности".

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Как происходит формирование зависимости или "бегство в Инстаграмм" (случай из практики)
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Психологические особенности и проблемы женщины в перинатальный период
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • "Оставьте меня в покое!" или как уединиться в период изоляции
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Подростковый период "Посередине".
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Этот коварный вопрос "Почему?"
  • Отношения на стадии "Разочарование"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 2 - Период половой зрелости
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • "Хорошие девочки" и расстройство пищевого поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь