Роль мотивации

Автор статьи: Лариса Фёдорова

Если я не занимаюсь один день, то об этом знаю только я. Если я не занимаюсь и на следующий день, об этом узнает весь оркестр. Если я не занимаюсь и на третий день, об этом узнает весь мир. (Игнац Падеревски)

Каковы Ваши мотивации?

Вы хотите, чтобы окружающие говорили, что Вы хорошо делаете своё дело... или Вам достаточно просто знать об этом? Вы предусмотрительны или лишь реагируете на события? Вы ориентированы внутрь себя или наружу? Вас привлекает достижение цели или Вы лишь стремитесь избежать проблем? Вы думаете о глобальном или "уходите" в детали?

Мы подсознательно фильтруем и модифицируем информацию, чтобы извлечь из неё смысл и передать другим. Наши индивидуальные фильтры определяются нашим опытом, культурой и убеждениями, так что каждый из нас видит, слышит и воспринимает вещи по-своему. То, как мы живём (наши привычки), отражает наш предпочтительный стиль обучения и показывает, что нас мотивирует.

Роль мотивации

Наш язык состоит из привычных, хорошо опознаваемых шаблонов - метапрограмм. Этим можно воспользоваться, чтобы узнать, как мотивировать самого себя. Эти шаблоны также помогут Вам выбрать людей, которые лучше всего помогут Вам в достижении поставленных целей.

Выявление и использование метапрограмм улучшит Ваши коммуникативные навыки. Без них Вы будете говорить с людьми "на разных языках". Это не значит, что Вы не сможете понимать или общаться с другим человеком, просто не найдёте общего языка, то есть под одними и теми же словами будете подразумевать разное.

Думаете о глобальном или предпочитаете детали?                                              Как же узнать, предпочитаете ли Вы общую картину или Вам нравится иметь дело с детальной информацией? Людей, предпочитающих общую картину, можно узнать по их словам и фразам, таким как "в целом...", "главное, что...", "давайте посмотрим шире...". Меж тем люди, предпочитающие иметь дело с большим количеством детальной информации, в разговоре будут использовать слова "точно", "определённо", "именно". Отмечая манеру некоторых людей в работе с информацией, Вы можете построить политику их мотивации и установить с ними контакт.
Упражнение: "Что Вас мотивирует?"
 
Попросите друзей задать Вам следующие простые вопросы. Отвечайте на них легко и без раздумий. Ответ записывайте слово в слово. Затем прочитайте примеры ответов, приведённых ниже, и сопоставьте с собственными, чтобы выбрать наиболее схожие с Вашими.
 
Читая о различных стилях мотивации, помните, что не существует хороших или плохих стилей, есть лишь подходящие и неподходящие. Подбирая стили мотивации и устанавливая гибкие переходы между ними, Вы можете установить хорошие взаимоотношения с другими людьми и начать лучше их понимать.
 
  1. Как по Вашему мнению, Вы хорошо справляетесь с этим? (подставляете своё значение, например, "Вы хорошо сидите в седле?")
  2. Почему Вы выбрали именно эту цель?
  3. Сформулируйте свою цель и ответьте на вопрос: "Что в ней является важным для меня?" Обратите внимание на свой ответ и вновь задайте себе этот вопрос. Повторите два или три раза.
  4. Каково соотношение между Вашими нынешними успехами в ... (в нашем примере, "в верховой езде") и тем, что было в прошлый раз?

Как работают вопросы из упражнения?

1. Вы хорошо сидите в седле?

Ответ на этот вопрос показывает, является ли Ваше побуждение внутренним (самомотивируемым) или внешним.

  • a) Я устал, но знаю, что моя лошадь шла хорошо, и у нас есть прогресс.
  • b) Мой инструктор действительно доволен нами.
  • c) Мне кажется, что если бы мы сдавали экзамен, то получили бы хорошую оценку.
  • d) Очень приятно слышать, как все говорят, что я уже готов к экзамену.

Ответ a) - ссылка на внутреннюю оценку.

Усталость и внутреннее ощущение того, что лошадь шла хорошо. Если Вы ориентированы на свои внутренние ощущения, то сами оцениваете качество своей работы, редко принимая чьи-либо мнения и правила. Вы менее открыты для получения совета, если он находится в противоречии с тем, во что Вы верите. Особенно от нового инструктора. Это затруднит процесс избавления от плохих привычек. Формулируя цель, Вы, скорее всего, не спрашиваете мнения других людей и не просите их оценивать Ваши успехи. Вы сами знаете, каковы они!

Ответ b) - ссылка на внешнюю оценку.

Если Вы склонны к внешней мотивации, Вам необходимо мнение других людей, чтобы знать, насколько хорошо Вы что-либо делаете. Это может заставить Вас почувствовать себя весьма уязвимым в конкурентной борьбе на более высоком уровне, где высказываются менее доброжелательные мнения. Говорите о своих успехах с друзьями и ведите временную диаграмму.

Ответ c) - пример того, как внешне мотивируемый человек не позволяет, чтобы кто-то им руководил.

Такие люди представляют себе, что сказал бы другие.

Ответ d) - комбинация типов a и b.

Вы можете оказаться в любой точке между этими двумя крайностями, к тому же в различных обстоятельствах Ваш профиль может меняться. Например, Вы можете оказаться внутренне мотивированным при работе с инструктором во время первых тренировок и внешне мотивированным при выступлении на соревнованиях.

2. Почему Вы выбрали именно эту цель?

Ответ показывает, как Вы подходите к выбору цели.

  • a) Я знал, что моя лошадь хороша, так что решил брать уроки, чтобы достичь определённого уровня подготовки, получить квалификацию и продемонстрировать все свои возможности.
  • b) Национальный чемпионат - это фантастически высокий уровень, и моя лошадь заслуживает признания. Мои родители хотели бы, чтобы я занял призовое место в Национальном чемпионате.
  • c) Я хотел участвовать в Национальном чемпионате, когда был ребёнком. Каждая лошадь, которая у меня была, приближала меня к участию в нём, так что это всегда было моей мечтой. Сейчас я знаю, что могу осуществить её.

Ответ a) - оставляет ощущение об истории, предшествующей выбору цели. Это называется процедурным стилем.

Если Вы склонны к процедурному мышлению, то предпочитаете логически устанавливать цель, а затем следовать установленному маршруту. Вы предпочитаете ясный пошаговый подход - вначале это, затем то и так далее. Для Вас характерны слова и фразы типа "надлежащим образом", "по логике", "правильный подход". Вы способны дать гарантию, что ничто не пропущено.

Ответ b) - в противоположность ответу a) состоит из нескольких различных причин выбора этой цели. Это называется вариантным стилем.

Если Вы склонны к вариантному мышлению, то Вас лучше всего будут мотивировать открывающиеся возможности - "лучшие способы сделать то или иное дело". Вам нравится предлагать различные решения одной проблемы. Вас мотивируют слова и фразы, такие как "против правил", "новые возможности", "выбор", "вот ещё один способ сделать это". У Вас хорошо получается разработка новых путей, а не спокойная рутина.

Ответ c) - комбинация процедурного и вариантного стилей, гибкость в обоих стилях.

Это очень различные стили формирования целей. При общении люди, склонные к различным стилям, приходят в уныние от рассуждений друг друга. Но иногда они нуждаются друг в друге! Когда кто-то только осваивает навык, процедурный язык со стороны инструктора для него может оказаться лучшим выбором с возможностью перехода к индивидуальному стилю. Однако, выбирая инструктора, обращайте внимание на тех, кто подходит к Вашему стилю.

3. Сформулируйте свою цель и ответьте на вопрос: "Что в ней является важным для меня?"

Ответьте на этот вопрос два или три раза. Задавая себе этот вопрос снова и снова, Вы достигнете более глубокого понимания критериев выбора. Ваши ответы выявят, положительна ли Ваша мотивация или отрицательна. Проще говоря, речь идёт о кнуте и прянике.

  • a) Я хочу, чтобы моя лошадь прошла в финал региональных соревнований. Это показало бы, что я обучил её до хорошего уровня. Я люблю заниматься со своей лошадью. Полагаю, что у меня хорошая лошадь. Её достижения показали бы людям, насколько она талантлива.
  • Я хочу, чтобы моя лошадь прошла в финал региональных соревнований. Я хочу, чтобы люди знали, насколько успешно я тренирую лошадей. Я вынужден зарабатывать этим на жизнь. Иначе я бы "сломался" и сдался.

Ответ a) - типичен для тех, кем двигает положительная мотивация.

Положительная мотивация приводит к достижению более высоких целей и устремлений. Если это так, то Вам необходимо искать инструктора, в речи которого преобладают положительные утверждения о том, чего и как Вы достигнете. Люди с исключительно положительной мотивацией столь сфокусированы на своих целях, что могут не заметить препятствий, которые их остановят. Они не в состоянии планировать, как избежать потенциальных препятствий.

Ответ b) - типичен для тех, кем двигает отрицательная мотивация (кнут, они убегают от проблем).

Если Вы такой человек, это означает, что Вами движут мысли о том, что случится, если Вы чего-либо не сделаете. Такие люди хорошо справляются с решением проблем, они часто находят удачный выход в кризисной ситуации, а также когда надо обойти трудности. Однако Вы менее способны сфокусироваться на долгосрочных целях, чем те, кем двигает положительная мотивация. В Вашей речи преобладают слова "избежать", "прояснить", "если не сделать этого, то...".

В целом отрицательная мотивация создаёт больший стресс, чем положительная. Если Вы проводите всю жизнь, думая о тех вещах, которые могли бы пойти не так, как надо, это означает, что Вы тратите уйму времени и энергии, придумывая сценарий триллера, который останется лишь сценарием. Однако отрицательную мотивацию можно использовать, чтобы выкручиваться из сложных ситуаций или заставлять себя реально менять свои привычки.

4. Как Вы оцениваете соотношение между Вашими нынешними успехами и тем, что было раньше?

Ответ на этот вопрос показывает, как Вы реагируете на изменения и как часто у Вас возникает потребность в изменениях. Это одна из наиболее полезных вещей, которую Вам следует знать о самом себе.

Нравится ли Вам однообразная жизнь или Вы методично улучшаете её?  Или, может быть, Вы один из тех, кто не в состоянии устоять перед "новым улучшенным подходом"? Насколько это легко для Вас - сменить инструктора, конный клуб или даже лошадь? Предупреждаю сразу: часто люди в одной из областей своей жизни нуждаются в постоянных переменах, например, они охотно меняют работу, а в других областях своей жизни ценят стабильность.

  • a) Мне все равно, я лишь получаю удовольствие от прогулок на лошади и периодического участия в шоу.
  • b) Я более уверен в себе и лишь начинаю совершенствоваться. Мне нравится занимать всё более высокое спортивное положение, чтобы я мог уверенно проходить маршрут в соревновании.
  • c) Я сменил лошадь и инструктора, так что полон решимости в этом году существенно улучшить свои результаты.
  • d) Я полон решимости улучшить свои результаты, так что собираюсь сменить инструктора и тренироваться для того, чтобы занять более высокое положение в спорте.

Ответ a) - типичен для человека, любящего однообразие.

В этом случае, Вы не любите перемен и можете отказаться приспосабливаться к ним. Вам нравится стабильный, не изменяющийся мир. Хотя Вы и можете принимать изменения раз в 10 лет, реально в Вашей жизни Вы будете активно способствовать им раз в 15-25 лет. Чтобы выявить такие предпочтения, обратите внимание на такие слова, как "так же как", "в целом", "как всегда", "без изменений".

Ответ b) - указывает на склонность к однообразию с осознанием того, что бы Вы хотели исключить из своей жизни.

Ищите в своём ответе такие слова, как "больше", "лучше", "всё то же, кроме", "развитие", "прогресс", "постепенное усовершенствование". Вам нравится, когда всё в целом остаётся без изменений. Вы предпочитаете, чтобы Ваша ситуация развивалась медленно в течение какого-то длительного времени, так что будете сопротивляться серьёзным переменам, пок не почувствуете, что они идут постепенно. Вам нужны перемены раз в 5-7 лет.

Ответ c) - пример человека, предпочитающего перемены.

Если Ваш ответ близок к этому, то Вы любите перемены, часто желая, чтобы они шли постоянно и были существенными. Вы активно сопротивляетесь статическим ситуациям и часто сами инициируете перемены в своей жизни. Вам нужны серьёзные перемены раз в 1-2 года. Такой человек может бросить работу, не испытывая в своей жизни резких перемен. Ищите в речи такого человека слова "новое", "не такой, как прежде", "совсем иной", "измениться".

Ответ d) - может классифицироваться как комбинация b) и c), то есть человек любит перемены и осознаёт, что бы он хотел исключить из своей жизни.

Такой человек использует слова, приведённые в ответах b) и c). Если Ваш ответ похож на этот, Вы любите перемены, но также чувствуете себя вполне комфортно, если эти перемены постепенные. Но что действительно Вы не любите, так это однообразие. Раз в три года у Вас появляется потребность в значительных переменах.

Люди, выбирающие ответы, схожие с c) и d), могут не осознавать, насколько велика их потребность в переменах. Например, приобретая самую последнюю модель снаряжения, часто меняя инструкторов, на самом же деле чувствуя потребность в более радикальных переменах. Может быть, пришло время ставить более высокие цели, либо существенные перемены требуются в других сферах Вашей жизни.

Читайте также:

Какие вопросы себе задать, чтобы достичь цели
Ожидания и результаты
Подписывайтесь на новые публикации

 

 

 
 


Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как просить, чтобы чаще слышать в ответ "да".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Ответ на вопрос "Из чего состоит любовь?"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Ответ на вопрос: "Как найти в себе сил жить?"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Ответ на вопрос: "Не могу бросить маму, что делать?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь