Школьный возраст характеризуется развитием предвосхищения на речемыслительном уровне. Овладение речью - овладение инструментом планирования и выражения, появление способности рассказать (самому себе как рефлексия, или донести до других) пространственно-временные свойства процесса и результата предвосхищения. С этого времени доступны такие манипуляции с временем, как осознанное припоминание прошлых событий, планирование будущих, откладывание дел «на потом» (что очень «удобно» совпадает с выдачей домашних заданий детям). Чтение также способствует (и опирается на) способность антиципации – предвосхищение слов по первым буквам, строй предложения и роль отдельных слов, знаки препинания – все это вызывает (и развивает) способность к прогнозированию. А построение образов воображения по прочитанному, осмысление – естественным образом развивает когнитивные и эмоциональные аспекты способности конструирования реальности, в том числе и будущего.
Именно в раннем школьном возрасте (ориентировочно – с 6 лет) появляется и начинает развивается способность социального конструирования перспективной реальности – распределение цели и ролей деятельности (игры), планирование задач (ты будешь.., а я буду …), совместная деятельность по реализации ожидаемых конструктов в полной мере. Участие в игре, соответственно, развивает психологические способности социального конструирования будущего. Также необходимо учесть, что младшие школьники (в отличие от детей раннего возраста) учатся строить свою социальную деятельность исходя из прогнозируемой внешней оценки (учителя, родственников). При этом, процесс развития функции вероятностного прогнозирования у девочек в любом возрастном периоде происходит интенсивнее, по сравнению со сверстниками-мальчиками [227].
Школьники (младшей школы) уже могут планировать: принять цель, задачи и действия, установить последовательность действий и временные ограничения. Однако всего порядка 5-6% младших школьников могут выделить цель исходя из неопределенной ситуации. Из экспериментов Л.А. Регуш мы видим, что лишь небольшая часть младших школьников способна правильно обработать запрос «Составь план подготовки поездки в Москву» - поставить задачу – понять сначал, зачем и на какой срок они едут в Москву и лишь потом расписывать свои действия и вещи, которые нужно взять для выполнения задачи. В целом, сформированный навык прогнозирования является одним из индикаторов готовности ребенка к пубертатному периоду [336].
Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!
Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.