|
Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /3Автор статьи: 404
Младенчество (первый год жизни). Итак, младенцы рождаются с механизмами восприятия и прогнозирования времени и пространства, подготовленными к действию. Развивается способность к плавному прослеживанию предметов, к 4 неделе появляется способность антиципирующей динамической фиксации (предвосхищение будущей позиции предмета). В целом, преобладает развитие пространственного мышления (поисковые движения глаз), однако на основе способности к конструированию, которая, разумеется, сохраняется после появления на свет. В двухмесяцном возрасте младенцы способны создавать образ будущего (предвосхищающие образные схемы). По исследованиям Е.А. Сергиенко, в возрасте от 2 месяцев младенцы успешно решают задачи прогнозирования исчезновения объектов за ширмами (ср. исследования Крушинского), демонстрируя при этом как дискретные, так непрерывные стратегии [357; 359]. Также, по исследованиям фон Хофстена [697] от 4 до 8 месяцев у младенцев значительно развивается способность ловить движущийся объект, со все более возрастающей скоростью, более того, они уже прогнозируют форму и размер перед схватыванием. Как пишет Сергиенко Е.А., «в жизни человека нет такого периода, когда бы он был полностью лишен предвосхищающих схем. Новорожденный, открывая глаза, видит мир, бесконечно богатый различной информацией. Он должен быть готов, хотя бы частично, начать перцептивный цикл и подготовиться к приему последующей информации. Это предполагает наличие некоторых врожденных схем... врожденны лишь самые общие схемы первоначальной организации и сбора информации, которые впоследствии детализируются во взаимодействии с окружением». Предвосхищаюшее поведение выражено уже на первом месяце. Самое значимое проявление предвосхищающего поведения - комплекс оживления как прогнозирование общения и ласки со стороны значимого взрослого. Начинает задействоваться механизм имитации как механизм научения (ранн могут имитировать движения пальцев рук или эмоциональную мимику). К 6 - 7 месяцам эффекты антиципации выражены в произвольном выборе оптимальной стратегии решения задачи, в изменении избирательности, отражающей развитие представлений о некоторых закономерностях существования предметного и социального окружения. Точкой возникновения способности к формированию образов будущего можно, предположительно, считать возникновение рефлексии. Таким образом, мы можем предположить, что у высших млекопитающих, имеющих рефлексивные способности («зеркальный эксперимент» - высшие обезъяны, врановые птицы, и др.), присутствуют не только антиципационные способности (хорошо присущие всем животным с развитой ЦНС, но и способность к формированию образов собственного будущего, до определенной степени обладающих схожими характеристиками с ОБ человека). Узнавание себя в зеркале проявляется у детей, как правило, на втором году жизни (в качестве крайних границ в разных источниках упоминают возраст от 6 мес. до 2,5 лет).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|