|
Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /5Автор статьи: 404
«...Воображение у ребенка... не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека» [86]. Однако, продолжает Выготский, «воображение… становится возможным только в плане абстракции от ситуации, произвольности и свободы, в плане обобщения, т. е создание идеалов вещей". Когнитивная функция конструирования будущего в детском возрасте служит задаче социализации, развития социального ролевого репертуара ("ребенок в игре учится возможности быть капитаном, милиционером etc."), а также в детском возрасте развивается социальный уровень конструирования будущего, через взаимодействие, воображение, игровую деятельность. Как писал Л.С. Выготский Эльконину: "что воображение возникает в игре — это у тебя и абсолютно верно, и убедительно, и центрально по значению: до того нет воображения. Но прибавь еще правило подражания (которое, мне кажется, столь же центрально и столь же связано с мнимой ситуацией) — и получим главные моменты игры". Если в 3 года горизонт предвидения (способность к постановке вопроса «что я буду делать в будущем») составляет один день – завтра (именно на третьем году жизни человек начинает употреблять конструкцию «Я буду»), в 3,5 года - неделю, то уже в 4 года временная перспектива охватывает несколько месяцев или сезон года, в 5 лет – порядка одного года, и уже в 8-9 лет – перспектива растягивается на десятки лет. Как пишет Вазина К.Я. [66], «К шестилетнему возрасту умение планировать общий сюжет игры проявляется слабо, а планирование общего сюжета игры требует учета более далекой временной перспективы, чем, например, распределение ролей в игре». Однако, дети, опирающиеся в деятельности больше на опосредованные маркеры антиципации (светофоры, помощь мамы и т.п.), пока не привыкли к тому, что предвосхищение, скажем, возможности появления машины из-за стоящей машины при переходе улицы. Предвосхищение постепенно становится жизненно необходимым, во многом из-за возрастающей вариативности жизни ребенка, снижения роли родительского контроля и т.д. Понимание вариативности будущего – одно из важнейших достижений дошкольного возраста. Тест на понимание вариативности будущего – это полученные в ответ разные варианты развития событий, - как правило, дети младше 6-7 лет дают строго однозначные прогнозы развития ситуации. К 6-7 годам ребенок может сказать: «Есть разные способы (варианты)».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|