Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /5

Автор статьи: 404

«...Воображение у ребенка... не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека» [86]. Однако, продолжает Выготский, «воображение… становится возможным только в плане абстракции от ситуации, произвольности и свободы, в плане обобщения, т. е создание идеалов вещей". Когнитивная функция конструирования будущего в детском возрасте служит задаче социализации, развития социального ролевого репертуара ("ребенок в игре учится возможности быть капитаном, милиционером etc."), а также в детском возрасте развивается социальный уровень конструирования будущего, через взаимодействие, воображение, игровую деятельность. Как писал Л.С. Выготский Эльконину: "что воображение возникает в игре — это у тебя и абсолютно верно, и убедительно, и центрально по значению: до того нет воображения. Но прибавь еще правило подражания (которое, мне кажется, столь же центрально и столь же связано с мнимой ситуацией) — и получим главные моменты игры".

Если в 3 года горизонт предвидения (способность к постановке вопроса «что я буду делать в будущем») составляет один день – завтра (именно на третьем году жизни человек начинает употреблять конструкцию «Я буду»), в 3,5 года - неделю, то уже в 4 года временная перспектива охватывает несколько месяцев или сезон года, в 5 лет – порядка одного года, и уже в 8-9 лет – перспектива растягивается на десятки лет. Как пишет Вазина К.Я. [66], «К шестилетнему возрасту умение планировать общий сюжет игры проявляется слабо, а планирование общего сюжета игры требует учета более далекой временной перспективы, чем, например, распределение ролей в игре». Однако, дети, опирающиеся в деятельности больше на опосредованные маркеры антиципации (светофоры, помощь мамы и т.п.), пока не привыкли к тому, что предвосхищение, скажем, возможности появления машины из-за стоящей машины при переходе улицы. Предвосхищение постепенно становится жизненно необходимым, во многом из-за возрастающей вариативности жизни ребенка, снижения роли родительского контроля и т.д.

Понимание вариативности будущего – одно из важнейших достижений дошкольного возраста. Тест на понимание вариативности будущего – это полученные в ответ разные варианты развития событий, - как правило, дети младше 6-7 лет дают строго однозначные прогнозы развития ситуации. К 6-7 годам ребенок может сказать: «Есть разные способы (варианты)».

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Мысль и воображение. Как воображение влияет на вашу жизнь?
  • Воображение как двигатель развития.
  • Психологическая практика — планирование будущего года
  • Психология конструирования будущего, 1930-е: Выготский, Коржибский
  • Сказочные шифры - игры разума или разыгравшееся воображение
  • Метод развития интуиции "Ключ от будущего вашей семьи"
  • "Фототерапия" с детьми. Развиваем речь, мышление и воображение.
  • "А я мечтаю стать космонавтом!" или зачем на самом деле нужно воображение?
  • Как планирование года связано с умением говорить "нет"
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Готовимся к школе. Развиваем ВООБРАЖЕНИЕ ребенка.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Пары с разницей в возрасте. Возможные варианты развития событий.
  • Будьте как дети! или "Разные игры..."
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • К цели через воображение
  • системный взгляд на четырёх-мерное пространство и воображение, как пятое измерение.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Не только грусть мои года, мои года – мое богатство!
  • "Мама, ты где?" О важности эмоционального контакта мамы с ребенком до года
  • Малыши до года – особенности развития.
  • Особенности развития. Возраст 3-4 года
  • Показатели развития ребёнка от 0 мес. до 1 года.
  • Богатое воображение, или делать из мухи слона.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Техника "Конструирование своего будущего"
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь