|
Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /8Автор статьи: 404
Юношеский возраст. В юношеском возрасте обращенность в будущее приобретает роль главной психологической составляющей самоопределения и жизненного пути, формирования межличностных отношений, саморазвития, карьерно-профессиональных ориентаций. До определенного момента (пока не изучено более подробно) в среднем сохраняется каузальная атрибуция (приписывание причин событий и личных ожиданий) на будущее время (локус времени, направленный на будущее). Далее, во взрослом возрасте локус времени смещается, как правило, к прошлому. Исследования показали, что у благополучных подростков цели сформированы приблизительно у 50% (ориентация на будущее), а у 80-90% нелагополучных подростков отсуствуют долгосрочные цели - они ориентированы на настоящее, феномен «фиксированного настоящего» [125]. По содержательной части, перспективный образ будущего чаще всего наполняется профессиональными подробностями, связан с профессиональным самоопределением. Отсутствие выстроенной временной перспективы часто является взаимосвязанным с чувствами одиночества, потерянности и с суицидальными тенденциями (ограниченность или закрытость временной перспективы). Настоящее переживается изолированно от перспективы, нет надежд и единственным выходом представляется самоубийство. К 20 годам развитие функциональной (физиологической) основы антиципационных процессов достигает максимума (заканчивается период фронтального развития психических функций). Основным направлением развития антиципации становится личностный и социальный уровень, включая притязания, мотивы, самоконтроль. Развивается социально-личностная антиципация, отношения строятся на основе прогнозирования поведения в дружеских и коллективных отношениях. Что касается содержательного наполнения будущего в юношеском и раннем взрослом возрасте, то основными контентными характеристиками являются по частоте в образе будущего: учеба (30-40%), работа (15%), семья (от 10% у юношей до 25% у девушек). Как правило, в юношеском возрасте насыщенность будущего событиями видится максимальной на 8-10 лет вперед, и достигает максимума на третье десятилетие жизни, направлена на личные события. Важным аспектом развития психологических аспектов конструирования будущего является проблематизация будущего. Выделение и постановка проблемных областей, которое требует напряжения или дополнительного развития личности, актуализация и работы с данными проблемными областями, богатые смысловые структуры – признак высокого уровня развития психики.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|