|
Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /2Автор статьи: 404
Краткая характеристика этапов развития способности конструирования будущего в онтогенезе. Пренатальный период. Психологические закономерности на данном периоде в основном не исследованы. Однако отдельные практические исследования говорят о многих фактах, в которых выражена способность конструирования, предвосхищения. Формирование специфической пространственной организации мозга человека начинается во втором триместре (16 недель). Уже в 16 недель ребенок совершает порядка 20 тысяч движений в день, которые становятся все более и более разнообразными. Ритмика звуков, а также речевая среда служит для формирования способности временной антиципации, пространственная антиципация формируется через двигательные акты ребенка и матери (сохранение в памяти различий и совпадений внешних, внутренних стимулов, движений). К пяти месяцам, вероятно, появляется антиципационный эффект (удовольствие-неудовольствие от проявляемой антиципационной активности), поскольку 4й - 5й месяцы – срок включения гипоталамических центров в общую систему нервной деятельности, их стимуляция как от собственного состояния ребенка, так и от материнских гормонов (эндорфины, катехоламины), что также в свою очередь способствует более быстрому развитию антиципационных способностей – т.о. своеобразное обучение этом на нейрогормональном уровне начинается, как мы видим, уже на 4-5 месяце. В конце пренатального периода можно считать сформированной способность к антиципации состояния сенсорного мира. В когнитивной сфере, в целом, завершено складывание способности конструирования будущего, которая развивается и после рождения. Однако, потеря ребенком «запасной системы», антиципации материнской, приводит к стрессу и дискомфорту после рождения, что компенсируется тесным контактом матери и ребенка – обязательное условие не только преодоления травмы, но и сохранения адекватных связей в системе стимулов-подкреплений в здоровом психическом процессе конструирования. Опять же, взаимосвязь конструктивных способностей человека и сохранения материнского контакта с ребенком – не исследована, мы считаем, здесь может быть достаточно широкое поле не только для исследования, но и для практической деятельности психологов. Процесс родов, прохождения через родовые пути, рождение как психологическая травма, характеризуется невозможностью ребенка подготовиться к ней, антиципировать ситуацию. Резко нарушается ситуация, происходит отрыв от «запасной системы» конструирования. По мнению С. Грофа, опыт рождения (перинатальные матрицы – области бессознательного, соответствующие стадиям беременности и родов) содержит определенные травмирующие элементы и открывает доступ к трансперсональному уровню психики. Несмотря на то, что концепция Грофа часто критикуется, мы можем отметить, что опыт рождения как значительный «провал» в системе регуляции конструирования будущего у человека в период рождения, определенно может привести к складыванию непредсказуемых когнитивно-эмоциональных структур. Так, при регрессивных переживаниях («возврате в перинатальные матрицы» в измененных состояних сознания), часто ощущается изолированность, настороженность, тревога, чувства беспомощности, обиды и предательства, борьбы и др. сильные переживания – что, видимо, может связано с нарушениями способности предвосхищения ситуации при родах. Впрочем, это предмет будущего изучения – значима ли реально эта тематика – покажет лишь время.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|