Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /2

Автор статьи: 404

Краткая характеристика этапов развития способности конструирования будущего в онтогенезе.

Пренатальный период. Психологические закономерности на данном периоде в основном не исследованы. Однако отдельные практические исследования говорят о многих фактах, в которых выражена способность конструирования, предвосхищения. Формирование специфической пространственной организации мозга человека начинается во втором триместре (16 недель). Уже в 16 недель ребенок совершает порядка 20 тысяч движений в день, которые становятся все более и более разнообразными. Ритмика звуков, а также речевая среда служит для формирования способности временной антиципации, пространственная антиципация формируется через двигательные акты ребенка и матери (сохранение в памяти различий и совпадений внешних, внутренних стимулов, движений). К пяти месяцам, вероятно, появляется антиципационный эффект (удовольствие-неудовольствие от проявляемой антиципационной активности), поскольку 4й - 5й месяцы – срок включения гипоталамических центров в общую систему нервной деятельности, их стимуляция как от собственного состояния ребенка, так и от материнских гормонов (эндорфины, катехоламины), что также в свою очередь способствует более быстрому развитию антиципационных способностей – т.о. своеобразное обучение этом на нейрогормональном уровне начинается, как мы видим, уже на 4-5 месяце.

В конце пренатального периода можно считать сформированной способность к антиципации состояния сенсорного мира. В когнитивной сфере, в целом, завершено складывание способности конструирования будущего, которая развивается и после рождения. Однако, потеря ребенком «запасной системы», антиципации материнской, приводит к стрессу и дискомфорту после рождения, что компенсируется тесным контактом матери и ребенка – обязательное условие не только преодоления травмы, но и сохранения адекватных связей в системе стимулов-подкреплений в здоровом психическом процессе конструирования. Опять же, взаимосвязь конструктивных способностей человека и сохранения материнского контакта с ребенком – не исследована, мы считаем, здесь может быть достаточно широкое поле не только для исследования, но и для практической деятельности психологов.

Процесс родов, прохождения через родовые пути, рождение как психологическая травма, характеризуется невозможностью ребенка подготовиться к ней, антиципировать ситуацию. Резко нарушается ситуация, происходит отрыв от «запасной системы» конструирования. По мнению С. Грофа, опыт рождения (перинатальные матрицы – области бессознательного, соответствующие стадиям беременности и родов) содержит определенные травмирующие элементы и открывает доступ к трансперсональному уровню психики. Несмотря на то, что концепция Грофа часто критикуется, мы можем отметить, что опыт рождения как значительный «провал» в системе регуляции конструирования будущего у человека в период рождения, определенно может привести к складыванию непредсказуемых когнитивно-эмоциональных структур. Так, при регрессивных переживаниях («возврате в перинатальные матрицы» в измененных состояних сознания), часто ощущается изолированность, настороженность, тревога, чувства беспомощности, обиды и предательства, борьбы и др. сильные переживания – что, видимо, может связано с нарушениями способности предвосхищения ситуации при родах. Впрочем, это предмет будущего изучения – значима ли реально эта тематика – покажет лишь время.

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПКБ 5.1 Диагностика способности конструирования будущего
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • ПКБ 3.12. 4/ Личностные типы конструирования будущего
  • Психология конструирования будущего / Предисловие
  • Психология конструирования будущего / 1968: Постструктурализм
  • Психология конструирования будущего: Эпоха постмодернизма
  • Глава 3: 3.3. Нейрофизиологические механизмы конструирования будущего
  • Практика конструирования будущего: от потребностей к смыслу
  • Психология конструирования будущего, 1930-е: Выготский, Коржибский
  • Психология конструирования будущего: Философия начала XXI века
  • Психология конструирования будущего: 1970-е. Деррида. Бейтсон.
  • Психология конструирования будущего/ 1966: Социальный конструкционизм
  • Практика конструирования будущего: Как проверить истинность цели?
  • Введение: Психология конструирования будущего как научная дисциплина
  • Проблематика конструирования будущего в философии // 1: Эпоха модернизма
  • Психология конструирования будущего: Кибернетика Винера; конструкты Келли.
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /3
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /2
  • Психология конструирования будущего: 1976: Нарратив. 1978: Синергетика.
  • 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / 1955: Личностные конструкты Дж. Келли
  • Психология конструирования будущего: 1964: По каким критериям узнают структурализм?
  • Психология конструирования будущего: 1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизм
  • Глава 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / И.М. Сеченов: Ожидаемое будущее, 1863



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь