Психология конструирования будущего: Кибернетика Винера; конструкты Келли.

Автор статьи: 404

Мы в самом прямом смысле являемся терпящими

кораблекрушение пассажирами на обреченной планете.

Но даже во время кораблекрушения человеческая

порядочность и человеческие ценности не обязательно

должны исчезнуть, и мы должны сохранять их,

пока остается хоть какая-нибудь возможность.

Норберт Винер

В качестве «предтечи» кибернетики необходимо упомянуть теорию систем, предложенную в 1937 году Людвигом фон Берталанфи (1901-1972). Основной задачей теории систем Берталанфи видит разработку математического аппарата описания систем, их типов, особенностей и закономерностей. Во многом на основе теории систем, достижений математики, логики, появляется кибернетика. С конца 1940-х годов, начиная с работы американского математика и философа Норберта Винера (1894-1964) "Кибернетика" (1948), особенно бурное развитие получает разработка искусственного интеллекта, понимание человеческой психики в рамках математических моделей, исследование закономерностей процессов передачи информации и управления в различных системах - от машин до живых организмов и человеческого общества. Термин "кибернетика" (его использовал еще Платон) , по определению Л. Кауфмана - "исследование систем и процессов, которые взаимодействуют сами с собой и воспроизводят себя".

Ключевыми понятиями кибернетики являются, в частности, система, процесс, обратная связь. Основным направлением кибернетики становится развитие компьютеров (ЭВМ), алгоритмов и устройств управления. Однако, кибернетику "подхватили" не только математики, но, несколько позже, и… психологи, в частности, Г. Бейтсон [34; 480] - таким образом кибернетика внесла огромный вклад в изучение психологии конструирования будущего.

 

1955: Конструктивный альтернативизм Джорджа Келли

 

Люди отличаются друг от друга тем,

как они интерпретируют события

Джордж Келли

 

Джордж Келли (1905-1967) - философ и гениальный психолог, опередивший время. В эпоху неклассической философии, он предложил концепции, которые реализовались и распространились уже в эпохе следующей - постнеклассической (см. соответствующий параграф). Как это было возможно? На этот вопрос история пока не дает ответа. Очевидно, наблюдательности Джорджа Келли можно позавидовать. В свою бытность руководителем передвижной психологической клиники, Келли заметил, что учителя жалуются на своих учеников и направляют их в его клинику, но при этом сами проявляют поведение, отнюдь не способствующее трудолюбию учеников. Причина проблем - не только в поведении ученика, но и в поведении учителя, и в восприятии ими друг друга!

Переходя от интеракционизма Дж. Мида к своей собственной теории, и, на наш взгляд, принимая идеи взаимного раскрытия сигналов в коммуникации и предвосхищения ситуации общения через воображение, Келли идет дальше: он полагает, что любая интерпретация (понимание и объяснение человеком своей жизненной ситуации) вполне имеет право на существование, особенно если помогает человеку справиться с трудностями [177]. Однако, часто мы страдаем, становясь жертвами собственной интерпретации. Более того, у другого человека может быть совершенно другая интерпретация того же самого события (ситуации, понятия, идеи, стиля и т.п.), и как быть с этим? Что же на самом деле происходит внутри нашей психики? Этим вопросом и задался Джордж Келли не только как психолог, но и как философ. Попробуем пунктирно наметить основные идеи конструктивного альтернативизма (в данном случае - как философского направления), заложенного Дж. Келли в его книге «Психология личности. Теория личностных конструктов»:

         - реальность - процесс познания, она интерпретируется каждым человеком постоянно и индивидуальным образом;

         - интерпретация (происходит в процессе отражения-репрезентирования реальности) дает человеку возможность наилучшей адаптации к окружающей среде;

         - успешные интерпретации (когнитивные модели) закрепляются, а неудачные (лишние) отбрасываются за ненадобностью;

         - интерпретация реальности происходит с помощью специальных инструментов нашей психики - отдельных "шкал оценки" окружающей действительности, которые Келли называет персональными конструктами (например, других людей мы можем оценить по шкалам "умный-глупый", "счастливый-несчастный", "толстый-тонкий" и др.);

         - конструкты работают взаимосвязанно в системе, таким образом достигается достаточно комплексная оценка ситуации (и, конечно, не всегда у нас есть наготове оформленные заранее конструкты, чтобы оценить сложные ситуации);

         - активность (поведение) человека направляется по наилучшему варианту-модели, подсказанной сложившейся системой конструктов;

         - взаимодействие людей - это взаимная подстройка их когнитивных систем.

Обозначив важность теории Дж. Келли в философском плане, мы вернемся к психологическим аспектам в соответствующем разделе, чтобы сохранить логичность построения материала.

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

 

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гл 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / 1955: Личностные конструкты Дж. Келли
  • На стыке: Джордж Келли
  • Права благополучного человека по Келли. Как быть уверенным в себе, успешным и эффективным.
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Психологическое расследование. Грейс Келли: идеальная жертва
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Простое объяснение ситуации "Вдруг".
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • О ситуации на Корейском полуострове через призму басни И.А.Крылова "Квартет"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь