|
Психология конструирования будущего: Кибернетика Винера; конструкты Келли.Автор статьи: 404
Мы в самом прямом смысле являемся терпящими кораблекрушение пассажирами на обреченной планете. Но даже во время кораблекрушения человеческая порядочность и человеческие ценности не обязательно должны исчезнуть, и мы должны сохранять их, пока остается хоть какая-нибудь возможность. Норберт Винер В качестве «предтечи» кибернетики необходимо упомянуть теорию систем, предложенную в 1937 году Людвигом фон Берталанфи (1901-1972). Основной задачей теории систем Берталанфи видит разработку математического аппарата описания систем, их типов, особенностей и закономерностей. Во многом на основе теории систем, достижений математики, логики, появляется кибернетика. С конца 1940-х годов, начиная с работы американского математика и философа Норберта Винера (1894-1964) "Кибернетика" (1948), особенно бурное развитие получает разработка искусственного интеллекта, понимание человеческой психики в рамках математических моделей, исследование закономерностей процессов передачи информации и управления в различных системах - от машин до живых организмов и человеческого общества. Термин "кибернетика" (его использовал еще Платон) , по определению Л. Кауфмана - "исследование систем и процессов, которые взаимодействуют сами с собой и воспроизводят себя". Ключевыми понятиями кибернетики являются, в частности, система, процесс, обратная связь. Основным направлением кибернетики становится развитие компьютеров (ЭВМ), алгоритмов и устройств управления. Однако, кибернетику "подхватили" не только математики, но, несколько позже, и… психологи, в частности, Г. Бейтсон [34; 480] - таким образом кибернетика внесла огромный вклад в изучение психологии конструирования будущего.
1955: Конструктивный альтернативизм Джорджа Келли
Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события Джордж Келли
Джордж Келли (1905-1967) - философ и гениальный психолог, опередивший время. В эпоху неклассической философии, он предложил концепции, которые реализовались и распространились уже в эпохе следующей - постнеклассической (см. соответствующий параграф). Как это было возможно? На этот вопрос история пока не дает ответа. Очевидно, наблюдательности Джорджа Келли можно позавидовать. В свою бытность руководителем передвижной психологической клиники, Келли заметил, что учителя жалуются на своих учеников и направляют их в его клинику, но при этом сами проявляют поведение, отнюдь не способствующее трудолюбию учеников. Причина проблем - не только в поведении ученика, но и в поведении учителя, и в восприятии ими друг друга! Переходя от интеракционизма Дж. Мида к своей собственной теории, и, на наш взгляд, принимая идеи взаимного раскрытия сигналов в коммуникации и предвосхищения ситуации общения через воображение, Келли идет дальше: он полагает, что любая интерпретация (понимание и объяснение человеком своей жизненной ситуации) вполне имеет право на существование, особенно если помогает человеку справиться с трудностями [177]. Однако, часто мы страдаем, становясь жертвами собственной интерпретации. Более того, у другого человека может быть совершенно другая интерпретация того же самого события (ситуации, понятия, идеи, стиля и т.п.), и как быть с этим? Что же на самом деле происходит внутри нашей психики? Этим вопросом и задался Джордж Келли не только как психолог, но и как философ. Попробуем пунктирно наметить основные идеи конструктивного альтернативизма (в данном случае - как философского направления), заложенного Дж. Келли в его книге «Психология личности. Теория личностных конструктов»: - реальность - процесс познания, она интерпретируется каждым человеком постоянно и индивидуальным образом; - интерпретация (происходит в процессе отражения-репрезентирования реальности) дает человеку возможность наилучшей адаптации к окружающей среде; - успешные интерпретации (когнитивные модели) закрепляются, а неудачные (лишние) отбрасываются за ненадобностью; - интерпретация реальности происходит с помощью специальных инструментов нашей психики - отдельных "шкал оценки" окружающей действительности, которые Келли называет персональными конструктами (например, других людей мы можем оценить по шкалам "умный-глупый", "счастливый-несчастный", "толстый-тонкий" и др.); - конструкты работают взаимосвязанно в системе, таким образом достигается достаточно комплексная оценка ситуации (и, конечно, не всегда у нас есть наготове оформленные заранее конструкты, чтобы оценить сложные ситуации); - активность (поведение) человека направляется по наилучшему варианту-модели, подсказанной сложившейся системой конструктов; - взаимодействие людей - это взаимная подстройка их когнитивных систем. Обозначив важность теории Дж. Келли в философском плане, мы вернемся к психологическим аспектам в соответствующем разделе, чтобы сохранить логичность построения материала.
Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|