Психология конструирования будущего: 1964: По каким критериям узнают структурализм?

Автор статьи: 404

1.1.8. 1964: По каким критериям узнают структурализм?

 

Мир слов порождает мир вещей

Жак Лакан

 

В середине ХХ века наука собирает достаточно богатый эмпирический материал и (как всегда в «период кризиса») необходимо появление новых теорий, объясняющих полученные данные. Структурализм - философское течение, которое "формально" возникает, как мы уже упоминали, в 1928 году (Первый манифест структуралистов), но особенно бурно развивается с начала 1960-х годов на основе идей Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Соссюр считает, что язык - это четкая структура, состоящая из знаков. Знак - единство означаемого (смысл понятия) и означающего (акустика слова). Использовать язык вне правил невозможно и бессмысленно и, таким образом, любая коммуникация построена на определенных языковых правилах и имеет определенную структуру. Яркие представители структурализма - антрополог Клод Леви-Строс, философ Мишель Фуко, литературовед Ролан Барт и другие.

В 1964 году в свет выходит знаковая работа Жиля Делеза "Марсель Пруст и знаки", в которую входит статья "По каким критериям узнают структурализм?" [114], в которой перечисляются основные признаки структурализма как философского направления. Структуралисты считают, что все явления, а также и психика человека имеют свои внутренние структуры и определяются ими. Структура - совокупность отношений, которые не изменяются при преобразованиях. Это своего рода "скелет" любого события, любого понятия и идеи, а также и совокупность правил, по которым "живет" тот или иной объект. Все, что мы видим вокруг - только внешнее проявление тех глубинных структур, которые необходимо обнаружить, вскрыть, исследовать. Это также и совокупность правил, по которым объект изменяется, становится другим. В психологии, разумеется, влияние структуралистов также прослеживается давно – с начала психологии как науки. Среди них - ученик В. Вундта, Эдуард Титченер (1867-1927), утверждавший, что сознание имеет собственную структуру и состоит из простейших составляющих, которые объединяются между собой по определенным законам. Структурализм оказал значительное влияние на   направление гештальтпсихологии.

Среди структуралистов в психологии - Жан Пиаже (1896-1980), занимавшийся возрастной психологий, и имевший свой взгляд на структуры психики. Ж. Пиаже, в частности говорил, "Я думаю, что все структуры строятся; основной факт - процесс их строительства, и в начале этого процесса ничего не "дано", кроме нескольких точек, которые поддерживают остальное. Но структуры не даются заранее, ни в психике человека, ни во внешнем мире, как мы воспринимаем и организуем его. Они строятся на взаимодействии активности субъекта с реакциями объекта" [311]. Среди структуралистов также и психоаналитик Жак Лакан (1901-1981), утверждавший, что психика обладает тремя слоями (реальным, воображаемым, символическим), и другие философы и психологи [206].

"В языке я идентифицирую себя, но лишь для того, чтобы затеряться в нем как объект. В моей истории реализуется не прошедшее время, выражающее то, что было, ибо его уже нет, и даже не перфект, выражающий присутствие того, что было, в том, что я есть сейчас, а скорее предшествующее будущее: то, чем я буду в прошлом для того, чем я теперь становлюсь", - пишет Лакан, выражая связь конструирования и языка, предвидения и реальности: "Желание – это невозможность, и именно поэтому оно реально".

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

 

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Никому твое Я не нужно!", а также эгоисты, трусы и лицемеры
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как работает "серьёзная психотерапия", и каким образом изменяется личность.
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Методы "чистый язык" и "символическое моделирование"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь