Психология конструирования будущего: 1970-е. Деррида. Бейтсон.

Автор статьи: 404

1968: Differance Ж. Дерриды

 

Везде, сплошь имеют место только

различения и следы следов

Жак Деррида

 

Мир есть текст, утверждает французский философ Жак Деррида. Очень важна для постструктурализма концепция "различения" ("differance") выдвинутая  им в одноименной работе 1967 года [118]. Различия - те самые индивидуальные авторские намерения, вложенные в текст - отличают авторский текст от всего остального. И эти различия могут появиться только если происходит процесс различения. "Differance - это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый "наличным" и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам; хранит в себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к будущему элементу; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, и к так называемому прошлому, он образует так называемое настоящее и силу самого отношения к тому, чем он сам не является".

Принципы и методы, предложенные Деррида и в целом поструктурализмом, вошли в практику психотерапевтов, работающих с проблематикой конструирования будущего, получили широкое признание и развитие в философии и психологии.

 

1.2.5. 1972: Грегори Бейтсон и "Экология разума"

 

Когда мы различаем, мы в буквальном смысле

слова делаем различие, мы извлекаем его

на свет из сферы непроявленного. Различия, которых

мы не извлекли, для нас не существуют.

Грегори Бейтсон

 

Антрополог Грегори Бейтсон (1904-1980), англичанин по происхождению, выпускник Кембриджа, путешествует по миру, читает лекции по различным темам, и оказывается в США, где встречается с основоположником кибернетики Норбертом Винером и Джоном фон Нейманом (1903-1957, математик, кибернетик, создатель теории игр). Кибернетика захватывает Бейтсона, ведь ему как воздух нужны новые теоретические основы для изучения коммуникаций между людьми. Получив их, он сам вносит значительный вклад в становление кибернетики. Бейтсон научил психологию рассматривать человека как систему обработки информации.

Физик Фритьоф Капра в книге "Уроки Мудрости", писал: "будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и обобщённостью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией Бейтсон, противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур". Да, Бейтсон считается одним из крупнейших теоретиков современной психотерапии, но здесь представляет наибольший интерес акцент Бейтсона (который, к слову, часто цитировал А. Коржибского) на "различиях", так перекликающиеся с идеями, которые предложил Деррида.

Бейтсон говорит о минимальных информативных изменениях как о «небезразличных различиях» (a difference that makes a difference). Различие становится значимым (создающим различие) для той системы, которая воспринимает воздействие. В системе, следовательно, запускаются определенные процессы и изменения, при условии превышения стимулом (различием) определенного порога. Так и "...восприятие действует только на основании различия. Любое получение информации с необходимостью является получением сведений о различии, а любое восприятие различия ограничено пороговым значением. Слишком слабые или слишком медленно поступающие различия не поддаются восприятию. Они не становятся пищей для восприятия" ("Разум и природа") [479]. В психологии восприятия такие различия называются разностными (дифференциальными) порогами восприятия.

Итак, человек постоянно "проживает" различия. Мысль Гераклита ("нельзя дважды войти в одну и ту же реку") трансформируется Бейтсоном так: "Представим человека, который рубит дерево топором. Каждый удар топора будет его модифицировать или изменять, соответственно следу, оставленному прежним ударом. Этот саморегулирующийся процесс, вызван целостной системой: дерево — глаза — мозг — мышцы — топор — удар - дерево. Более правильно было бы сформулировать: (различия на дереве) — (различия в смоле) — (различия в мозге) — (различия в мышцах) — (различия в движениях топора) — (различия на дереве) и так далее. Внутри разделительного круговорота передаются изменения. Однако средний западный человек не так видит последовательность событий при вырубке деревьев. Он скажет: "Я срубил дерево" и даже поверит, что существует ограничивающий посредник, "я сам", который оказывает ограниченное целенаправленное действие на отдельный предмет" [34; 480].

И еще один пример: "Представим себе слепого человека с палкой. Где начинается "Я" слепого человека? На конце палки? В ручке палки? Где-то посередине? Эти вопросы бессмысленны, поскольку палка - это проводник, по которому передаются трансформированные различия. Провести разграничительную линию поперек этого проводника - значит вырезать часть системного контура, определяющего движения слепого человека" [34; 480].

Бейтсон приходит к мысли, что эмоции и действия - результат опыта межчеловеческих отношений в специфических контекстах. Информация, передаваемая от человека к человеку в том или ином контексте должна быть единой по смыслу, тогда обучение (приобретение человеком опыта общения) происходит адекватно, точно, с минимальными ошибками. Ведь в случае, если, скажем вербальная информация, передаваемая человеку, не совпадает с невербальной, происходит нарушение обмена информацией, воспринимающий человек попадает в ловушку из которой не может быть найдено адекватного выхода (этот феномен называют double bind – двойная обуславливающая связь, для простоты - "двойное послание"). Двойное послание может передаваться и только на одном уровне (например, на вербальном уровне классический пример double bind – парадоксальное предписание вида «приказываю тебе не выполнять моих приказов»).

Обратим внимание, что double bind разрушает способность живого существа обмениваться сигналами, сопровождающими сообщения и указывающими их смысл (метакоммуникативную систему личности, как называет ее Бейтсон), и таким образом, является одним из феноменов, блокирующих способность конструирования будущего (теория шизофреногенной семьи Бейтсона во многом перекликается с современными данными, полученными на материале психических расстройств: четко прослеживаются нарушения способности конструирования будущего у детей и их родителей).

В 1950-х годах Грегори Бейтсон проводит антропологические и психологические исследования (грант Фонда Рокфеллера) в госпитале Управления по делам ветеранов в Пало Альто (город в Калифорнии - Силиконовая Долина, Стэнфордский Университет), и там собирается группа психологов, внесших неоценимый вклад в психологию, в теорию и практику психотерапии (Джон Викленд, Джей Хейли, Вильям Фрай, Пол Вацлавик). На основе теоретических и практических разработок группы Пало Альто в середине 1970-х годов начинает развиваться нейролингвистическое программирование (NLP), которое опирается на философскую базу, во многом подготовленную трудами Грегори Бейтсона и его коллег.

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • Различие в подходах к лечению панических расстройств "у нас" и "у них".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Печаль и меланхолия: их сходство и различия ( по работе Фрейда " Печаль и меланхолия", 1917)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь