|
Проблематика конструирования будущего в философии // 1: Эпоха модернизмаАвтор статьи: 404
Модернизм нарушает существующий порядок. Он прежде всего свидетельствует о свободе человека, ... а свобода заразительна. Напоминать человеку о том, какое он сложное явление, всегда значит выступать против власти. Рудольф Баршай
Внутренняя свобода, выражение особого видения мира, символизм, пересмотр классических традиций - прекрасная La belle epoque - золотой век искусства и расцвета наук, новейших технологий медицины, расцвета социальных движений. Джойс и Кафка, Гауди и Фаберже, Малевич и Стравинский - всего лишь несколько имен - иллюстраций эпохи модернизма, в которую входит человечество в конце XIX века...
1.1.1.Начало ХХ века: Классическая философия передает эстафету
В конце XIX - начале ХХ века ученые задумываются о том, что изучить мир, не учитывая самого познающего (субъект познания) и те условия, в которых действует познающий, невозможно. Ведущая роль идеи вселенной как "часового механизма" сменяется специальной и общей теорией относительности (Альберт Эйнштейн, 1905 и 1916 годы). Фактически, за очень короткий период, за первую четверть ХХ века, фундаментально перестраиваются все науки. Свершается третья глобальная научная революция. В понимании мира происходит переворот. В начале ХХ века происходит переход от классической к неклассической философии: здравый смысл и точный расчет - не всегда истинны, а предсказать всё на 100% - невозможно. Наша реальность зависит от того, когда, где и каким образом мы ее познаём - таков лейтмотив новой, неклассической философии начала ХХ века.
1.1.2.1921: Логико-философский трактат Людвига Витгенштейна
То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать Людвиг Витгенштейн
Многие направления философии ХХ века развивались под влиянием "Логико-философского трактата", представленного Л. Витгенштейном в 1921 году, во многом под влиянием друга Витгенштейна, Бертрана Рассела, с которым они познакомились в 1911 году. Еще с детских воспоминаний Витгенштейна (род. в 1889 г.) интересовали проблемы языковой реальности. Он вспоминал: "Когда мне было 8 или 9 лет, я пережил опыт, который если и не был решающим в моей будущей жизни, то по крайней мере был в духе моего характера той поры. Как это произошло, я не помню. Вижу лишь себя стоящим у двери, и размышляющим: "Зачем люди говорят правду, когда врать гораздо выгоднее". И я ничего не мог понять в этом". Девиз Логико-философского трактата - упрощение: "Все что люди знают, а не просто восприняли слухом как шум, может быть высказано в трех словах" [84]. В спорах с Расселом рождалась его личная истина, философская система, ворвавшаяся в ХХ век и перестроившая современное искусство, да и всю общественную жизнь… Рассел пишет в дневнике: "Витгенштейн - ужасный спорщик… Я попросил его принять, что в этой комнате нет носорога, но он не принял". Язык и реальность строятся по одному принципу, изоморфны. Предложения языка - это отражения фактов, затемнённые, нагромождённые друг на друга. Если захотеть, мы можем выразить одну и ту же вещь совершенно разными способами, однако истина таким образом только скроется от нас, и так возникает непонимание. Цель философии - вскрыть эти лабиринты и повторы, "логически прояснить мысль". Все, что может быть выражено, должно быть сказано ясно. А о том, что выражено не может быть - лучше не говорить вообще. Витгенштейн дает понимание того, что поведение людей подвержено тем же правилам "языковой игры": приписывание значений (сигнификация), эмоциональные отношения, поведенческие модели (шаблоны, паттерны) строятся и обусловлены системой языка. Люди моделируют свою (индивидуальную) психическую реальность неосознанно, а психика человека напрямую связана с системой языка. Выйти из привычной системы жизни-языка весьма затруднительно. Например, Витгенштейн упоминал: "Когда я говорю: "У меня не болит желудок", то это уже предполагает возможность наличия боли в желудке. Мое нынешнее состояние и состояние при наличии боли в желудке лежат, так сказать, в одном и том же логическом пространстве. (Так, как если бы я сказал: "У меня нет денег". Это высказывание уже предполагает ту возможность, что деньги у меня появятся. Оно указывает на точку отсчета денежного пространства). Негативное предложение предполагает позитивное, и наоборот". Другой пример: в обычной жизни человек жалуется, что у него депрессия. Если подвергнуть эти слова пристальному анализу, не окажется ли, что человек имеет в виду под депрессией совершенно не то, что мы имеем в виду (например, сегодня он просто не выспался). И второе - упоминание о депрессии несет в себе совершенно четкое понимание того, что ее может и не быть. "Мир счастливого совершенно другой, чем мир несчастного" - напоминает Витгенштейн. Отметим этот важный акцент. С второй половины 20-х годов Витгенштейн часто обсуждает философские проблемы в Венском кружке. Перед встречей с ним члены кружка готовились быть "осторожными, задавая вопросы, потому что Витгенштейн очень чувствителен и его легко можно вывести из себя прямым вопросом. Лучше всего было бы дать Витгенштейну говорить, о чем он хочет, а потом с осторожностью задать вопросы, необходимые для дальнейшего прояснения проблемы". Интересный факт: в 1935 году Витгенштейн, решив навсегда переехать в СССР и выучив русский язык, хотел устроиться рабочим на завод им. Лихачева (!), но не был принят. Предлагаемую ему кафедру философии в Советском Союзе он не принял сам, и поэтому возвращается в Англию. Во время Второй мировой Витгенштейн работал санитаром в госпитале, а после тяжелой болезни, в 1951 г., скончался. Наследие его, измеренное в страницах текста, не так велико, однако дальнейшее развитие современной философии и проникновение философских идей в сферу психологии и в частности, психологии конструирования будущего, немыслимо без работ Людвига Витгенштейна. Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|