|
"Дать голос безумию" - философия и психиатрия XX векаАвтор статьи: Гоглев Сергей Николаевич
Начало обзора (про феноменологию там) тут. Только, кажется, в этот раз получилось заумнее - ну идеи у них такие... Антипсихиатрия Мишель Фуко Среди многочисленных работ Фуко мы обнаруживаем его ранние работы, исследующие эволюцию психиатрии: «Психическая болезнь и личность», «Психология с 1850 – 1950 гг.», «Научное исследование и психология». Продолжая исследование и осмысление опыта сумасшествия, Фуко пишет работу «История безумия в классическую эпоху». В предисловии данной работы сам Фуко отмечает, что целью этой его книги является намерение дать голос самому безумию. Он критикует представленные в истории примеры тоталитарного контроля над безумцами, не согласен он и с заслугами Пинеля и Тьюка, которых принято считать освободителями безумцев от жестоких оков. Фуко уличает их в учреждении нового порядка насилия над больными. Фуко принадлежит идея о том, что отчуждаемое обществом безумие – есть само неотъемлемая часть общества, его сущность. Таким образом, он так же, как и перечисленные выше мыслители, стремится расширить антропологические и онтологические представления о человеке, о сознании. Жиль Делез и Феликс Гваттари Еще одним примером сотрудничества и взаимного влияния дискурсов, является, чуть ли не самый значимый, тандем во французской мысли XX века: Жиль Делез (философ) и Феликс Гваттари (основоположник антипсихиатрии во Франции, критик психоанализа, практикующий психиатр и психотерапевт). В их совместной работе «Антиэдип. Капитализм и шизофрения» происходит полное переосмысление классического, рационального субъекта ("Я"). Исследование написано на стыке марксизма, фрейдизма и психиатрического дискурса. Авторы чрезвычайно решительно настроены исследовать иррациональные аспекты деятельности человека, человеческого сознания. В рамках их работы осуществляется переворот: иррациональные спонтанные акты и желания человека занимают более значимое место, чем попытка их рационального осмысления и сведения их к интеллектуализированному Эго. На место Я (как субъекта) Делез и Гваттари ставят сознание шизофреника (человека - желающей машины), который каждый раз, в каждый момент обнаруживает себя в новом состоянии, в котором и обретает свою идентичность, потребляет состояния «это я…». Такая «ризоматическая» модель сознания не подразумевает логической связанности состояний человека. Она подвергает полной деструкции сведение субъекта к строго фиксированному Эго. Как утверждают авторы работы, говорить с шизофреником в терминологии "Я" не имеет никого смысла. Он уже давно в другом измерении, в другом дискурсе, у него другие трудности и проблемы. Не смотря на то, что «шизофреник» выступает в данной работе, скорее как концептуальный персонаж, модель сознания, которую вводят авторы, произрастает из анализа реальных примеров больных (Судья Шрёбер, человек-Волк). Идеи Делеза и Гваттари вскрывают параноическую природу отношения социального (как тела без органов) и желающей машины (человека). Так, в сотрудничестве психиатра Феликса Гваттари и философа Жиля Делеза рождается одна из тех концепций, которая определяет философскую мысль эпохи постмодерна и представляет один из возможных способов низвержения Эго (классического рационального субъекта) и воздвижения на его место множественности равнозначимых состояний желающей машины. Описанные в эссе мысли повлияли на практиков и теоретиков психиатрии и психотерапии, позволив появиться (развиться) идеям Я.Морено, Ф.Перлза и многих других. Читайте ещё больше статей по философии для психологов! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|