"Антисоциальная личность": Феликс Риварес, он же Овод

Антисоциальная личность Феликс Риварес он же Овод

Наткнулась я недавно на дискуссию о характерах двух персонажей книг Этель Лилиан Войнич - Рене Мартеля и Феликса Ривареса. Вопрос стоял так: почему в достаточно схожих жизненных ситуациях они ведут себя очень сильно по-разному? Попробуем разобраться.

Начать с того, что жизнь человека (пусть даже и книжного персонажа, но законов логики же никто не отменял, а прототипы у этих двоих наверняка были) определяется его жизненным сценарием. А основной сценарий заканчивает формироваться к семи годам. В подростковом возрасте происходит только его шлифовка. И чем значимее, глобальнее сценарный аспект, тем раньше он формируется.

Что мы знаем о героях? Когда мы первый раз встречаемся с Артуром, ему около 18 лет (если ориентироваться на то, что из дома он сбежал в 19). Рене на момент первого появления "ещё не было десяти". То есть жизненные сценарии обоих сформированы уже полностью (или практически полностью). Что было до этого и что привело к формированию именно таких сценариев - остаётся только догадываться. А вот что сформировалось - это можно проследить по всему дальнейшему поведению персонажей.

И первое, с чего я начну, это личностные адаптации. 

Итак, хотя мы все в той или иной мере оказываемся в каждой из шести адаптаций, ведущих адаптаций у каждого человека обычно две: первая - для выживания, вторая - для одобрения. Адаптация для выживания первична и формируется до полутора лет.

Феликс - несомненно антисоциал. В пользу этого свидетельствует его харизматичность: на него "западают" многие, когда он возвращается в Италию, да и во Франции он очень быстро заводит знакомства и оказывается в центре внимания. Но при этом он ни разу не истерик, поскольку сам к этому вниманию не стремится и ничего специально для привлечения внимания не делает - оно как-то само выходит. Вспомнить хотя бы сцену с написанием памфлетов про Монтанелли и ответов самому себе. Истерик - актёр, ему нужен зритель. Риварес же случайно проговаривается Монтанелли (причём только в конце книги, а не в процессе написания пафлетов) о том, что "по обе стороны баррикад" тексты писал он. То есть он не актёр ни разу, он режиссёр этого спектакля! И он кайфует именно от своей режиссуры. Ему не надо восхищение публики, он сам наслаждается результатом того, как он мастерски всех провёл. Это прослеживается и в истории с акауаном, когда Феликс смакует то, как удалось провести туземцев (ему достаточно пересказа, потому как собственно зрители его мастерства не оценят). Провести, обмануть, обхитрить - вот это для него главное! (даже если сами обманутые об этом и не догадываются)

Наиболее яркий, на мой взгляд, эпизод, описывающий его адаптацию, это догадка Мартеля:

Ночью Рене долго не мог заснуть и, по обыкновению, думал о переводчике.

«Может быть, я всё-таки к нему несправедлив? Если бы у него действительно были задние мысли, то он стал бы льстить и угождать мне, так как он знает, что при желании я могу его погубить, или Маршану, потому что Маршан вьёт из полковника верёвки. Но ведь он этого не делает…»

И вдруг вся кровь бросилась ему в голову.

«Какой же я болван! Так ведь это и есть его способ льстить нам, показывая, что мы единственные, кого он уважает. Заставляет нас плясать под свою дудку, как и всех остальных, только по-другому. Если ты осел, он манит тебя пучком сена, если собака – костью».

Э. Л. Войнич. Прерванная дружба.

 

"Заставляет плясать под свою дудку" - это очень точная характеристика антисоциала, которого ещё называют "очаровательным манипулятором".

Антисоциалы, так же как и параноики, склонны никому не доверять (у них подорвано базовое доверие к миру). Но параноика в случае с Риваресом я исключила сразу: параноик всегда контролирует ситуацию вокруг себя. А что сделал Артур, узнав правду о родителях? Правильно, сбежал из дома. Но ладно бы просто сбежал. Ключевое тут то, что он сбежал в Южную Америку. Не зная языка, да (хотя спокойно владел английским, итальянским и французским, то есть выбор у него был, и большой). Параноик в принципе не мог допустить такого глупого просчёта! А Артур просто рискнул - и это риск антисоциала: именно антисоциалам свойственно не задумываться о последствиях.

Антисоциалы совершенно не учитывают чувства других, и поэтому Феликс, ничтоже сумняшеся, спрашивает Джемму, глядя на собственный портрет, тот ли это друг, которого она убила. Антисоциалы мстительны - и Феликс именно мстит и Джемме, а в особенности - Монтанелли. Антисоциалы боятся близости, доверия, того, что кто-то будет с ними, потому что когда-то в детстве родители не были на их стороне. Тут остаётся только догадываться, какие отношения были у Артура с матерью и приёмным отцом и что именно послужило формированию такой адаптации... но явно же что-то послужило!

Антисоциалы расширяют границы допустимого и ломают стереотипы - не это ли основное занятие революционера? И при этом антисоциалы - прекрасные организаторы. Про Феликса это? Про него, родимого.

Личность антисоциала формирует предательство, подстава - но подстава и предательство в очень раннем возрасте (например, эмоциональная брошенность). Мы не знаем, что было в детстве у Артура, но вот это чувство подставы и предательства он пронёс через всю жизнь.

Главный драйвер антисоциала - "будь сильным". Об этом - вся болезнь Ривареса, когда он и боится признаваться в болезни, и одновременно боится доверять. Любимая игра - "Если бы не ты" (вот если бы не Монтанелли...) А главное - антисоциал очень боится прикоснуться к своим чувствам, потому что там - бездна боли и ужаса...

Рене Мартель - ни разу не антисоциал и не параноид. Методом исключения остаётся шизоид - и книга это подтверждает. Рене не заботится о себе так, как о других (начиная с сестры и заканчивая Риваресом). Он, как истинный шизоид, чувствительный (как он несколько дней переживал из-за того, что плохо отозвался о священнике и этим, возможно, обидел сестру! Он ещё не знает, обидел или нет, но уже переживает), заботливый и поддерживающий (по отношению к сестре).

Главный способ защиты шизоида - это уход. И тут есть очень интересный момент: Рене едет в Южную Америку. Официальная версия - чтобы заработать денег на лечение сестры. Но бессознательно это, возможно, было сбегание из безвыходной ситуации. «Взгляни на дело с другой стороны, подумай, чего ты требуешь от меня: чтобы я остался дома, зная, что ты лишаешься единственного шанса на выздоровление», - говорит Мартель сестре Маргарите.

Шизоиды не привыкли кого-то беспокоить. Не знаю, как там у Рене было с матерью, но по отношению к отцу так оно и было: маркиз не привык задумываться о том, что детям что-то нужно, отдавая всё на откуп другим людям.

«Маркиз был рад, что хоть Рене не плакал. Ему было очень жаль своих осиротевших мальчиков, но плачущие дети его всегда немного раздражали: они совсем не умели пользоваться носовыми платками. Рене не проронил ни слезинки; ему ещё не было десяти, и он, как и маленькая сестрёнка, ожидавшая их дома, по видимому не понимал, что произошло. Во время похорон он только ёжился от холода».

Э. Л. Войнич. Прерванная дружба.

Ребёнок десяти лет - и не понимал, что мать умерла?! Да наверняка понимал, просто старался быть удобным, не предъявляя взрослым свои потребности и не беспокоя собой. Это и есть отличительная черта шизоида: он вкладывает максимум энергии в то, чтобы не создавать проблемы другим людям.

Поэтому реакции Рене и Феликса в принципе не могут быть одинаковыми уже на основе базовой адаптации. Есть ещё и вторая адаптация, но о ней - в следующий раз.



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Интерпретация картины Рене Магритта "После воды облака"
  • "Пассажир дождя": киномысли о фильме Рене Клемана
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Рассвет в Кайенне"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Рождение кумира"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Платье приключений"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Популярная панорама"
  • Анализируй это: картина Рене Магритта "Ящик Пандоры"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Потерявшийся жокей"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Полярный свет"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Ландшафт"
  • Анализируй это: картина Рене Магритта "Неприкрытая"
  • Анализируй это: картина Рене Магритта "Любовники II"
  • Анализируй это: картина Рене Магритта "Влюбленные"
  • Рене Магритт "Знаменитость", интерпретация картины
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Первоцвет"
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Шах и мат"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Как было бы, если было бы..."
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь