|
Интерпретация картины Рене Магритта "Рождение кумира"Автор статьи: Милевский Владислав Анатольевич
Анализируем с точки зрения прикладного психоанализа картины известных художников сюрреалистов: картина Рене Магритта "Рождение кумира" (The birth of idol, 1926). Интересно, что в английском названии картины речь идет об идоле. Идол, тотем - предмет поклонения древнего человека, эпохи анимализма (поклонение животному племени) и аниматизма (поклонение духу предков, духам природы). Эпоха младенчества человечества, диких племенных нравов, когда люди еще разговаривать толком не умели, психика была вывернута наружу, человек общался с миром вокруг сквозь призму собственных иллюзий и проекций (страха, гнева, покорности, поклонения), одушевляя окружающую его природу - дух ветра, дух болот, стихия моря и так далее. Древнее сознание по прежнему живо и проявляет себя многогранно в создании себе кумиров (поп- и рок-звезд, любимых киноактеров), астрология поддерживает поклонение назначенному с рождением животному (овен, телец, рак, мифологические близнецы и водолеи), знахарство и народная медицина наделяет чудодейственной природной силой воду и травяные настои (заряжают воду), шаманизм общается с духами природы, которые внимательно наблюдают за каждым из нас (особую популярность, в наши дни, приобрели произведения Кастанеды о мексиканском шамане Доне Хуане). С ростом информационного давления современной эпохи, когда человек подвергается стрессу и становится все более обезличенным исполнителем на работе и послушным потребителем дома, в свободное время, невротизация современного человека лишь нарастает, сближая его психику с психикой первобытного человека далекого доисторического времени. Что мы видим на представленной картине Рене Магритта? Стол стоит с края комнаты без стен, стены которой словно бы обрушились, исчезли, обнажив стихию природы, бушующую снаружи - на фоне темного, черного до сажи неба взымаются волны океана, выглядящие словно волосы, клоки волос, торчащие в разные стороны словно последствия невидимой битвы отцовской стихии воздуха и ветра с материнской стихией воды и океана. То что это комната без стен и крыши - очерчено другими предметами: листом фанеры с отверстиями и зеркалу в деревянной раме, приставленные к некоему бортику, на который можно взобраться по лестнице в дальнем конце помещения. Еще такая площадка напоминает пирс. Фанера с отверстиями и зеркало, приставленные к стене, повторяющийся сюжет в картинах Магритта, они были в частности на картине "После воды облака". Поэтому разберем их более подробно. Отверстия в куске фанеры напоминают окна, но будучи приставленными к однотонной поверхности стены, сквозь них ничего не увидеть, кроме той же стены. В зеркале отражается душа, внутреннее состояние, но в нем мы видим лишь отражение ужаса небес - все того же мрачного неба. Получается, будучи приставленными, они символизируют бесполезность и беспомощность, замкнутость на себе и своей тревоге. Все, что находится снаружи, за пределами комнаты представляет смертельную опасность. Если лестница символизирует ритмическое удовольствие, инфантильную сексуальность, то несоразмерно большой кинжал выражает огромный страх и ужас кастрации, возмездия за запрещенные желания. Зеркало задает направленность сексуального наслаждения - оно направлено на себя, относится к собственным гениталиям. Речь идет о раннем детстве. Что же это за желания такие, которые так страшат и ужасают? В раннем детстве сексуальность выражается прежде всего к первичным объектам любви - матери и сестре, эти желания инцестуозны и запрещены. Фигура отца, как преграда к любви и телу матери, стоит на кинжале возмездия, рождая запрет. Этот запрет рождает фигуру идола, тотема того, что отличается от общедоступного и обыденного, рождая священный трепот и амбитвалентность чувств: святость, чистоту, священность - с одной стороны и опасность, жуткий страх, запретность, греховность - с другой. Рождение идола, кумира - выход из эдипова комплекса для ребенка, символизация мучающих его сексуальных чувств к матери и принятие запрета отца на инцест. Кинжал указывает какое наказание будет тому, кто нарушит запрет - могущество и силу стихий в помещении, оставщемся без какой либо защиты - без стен и крыши. Рука опущена, свивает на тонкой проволочке, показывает невозможность что-либо предпринять, действовать, бороться, беспомощность и обездвиженность. Так слаб человек, его психика перед лицом общества, которое само берет на себя функции наказания дерзнувшего нарушить его законы, заданные посредством табу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|