Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /1

Автор статьи: 404

Интуиция — это как привычка читать слова,

не складывая их по буковкам.

Дитя этого не умеет —

у него слишком мало опыта.

Но взрослый человек узнает слово

с первого взгляда потому, что видел его сотни раз

Мисс Марпл (Агата Кристи)

 

В данном разделе мы коснемся формирования способности конструирования будущего, рассмотрев возрастные этапы развития антиципации, способности формирования образа будущего, а также - закономерностей складывания временной перспективы личности. На сегодняшний день можно сказать, что экспериментального материала накоплено достаточно много, однако сложно выделить единую теоретическую базу и направленность исследований.

Особый интерес представляет направление исследования формирования антиципации в онтогенезе человека. Как показано в ряде исследований школы генетической психологии (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А.В. Запорожец и др.), становление и развитие антиципации - процесс длительный и противоречивый. Дж. Брунер считал, что необходимо тщательно изучить генезис развития у ребенка способности к произвольной самостоятельной деятельности (которая имманентно содержит антиципационные способности), и таким образом изучать процессы предвосхищения. А. Валлон отмечал, что пространственные и временные антиципации в их более или менее зрелой форме возможны лишь на той стадии развития ребенка, когда в его деятельности начинают использоваться вторичные образы – представления. П. Фресс (коллега Ж. Пиаже) пишет: «Именно пространственно-временные представления, сочетающиеся со словесным обозначением, порождают условия для дифференциации пространства и времени, разделения прошлого, настоящего и будущего. По мере того как развивается речь, расширяются возможности реконструкции прошлого и предвосхищения будущего» [547; 550]. Актуализация временных представлений о прошлых событиях через соотношение их с настоящим порождает эффект временной антиципации, направленной на отражение различных аспектов временной перспективы. Современные исследования, в которых показана значимая роль антиципации в развитии человека, в том числе и на ранних стадиях, основываются на точке зрения, что психика системно организована по принципу когнитивной репрезентации, развивается непрерывно и динамически, однако на разных уровнях – по-разному.

Основным достижением человека в онтогенезе способности конструирования будущего является формирование связи антиципации (как процесса) и образа достижения (как продукта переработки внутренней репрезентации, амодального или модально-специфического типа). Базовыми характеристиками образа перспективной репрезентации (образа достижения) являются пространственно-временные и смысловые характеристики, базовым свойством антиципативных процессов является способность к дифференциации стимулов (избирательность, выделение значимого).

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ПКБ 5.1 Диагностика способности конструирования будущего
  • Глава 2 / 1980: Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков об антиципации в структуре деятельности
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /5
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /2
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /3
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /4
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /6
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /7
  • Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /8
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Феномен антиципации: сердце тоже видит
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Вопросы для развития способности к позитивным изменениям
  • Насколько счастье человека зависит от его способности адаптироваться.
  • Формирование способности присутствовать в терапии
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Первая задача тантры – освобождение жизненной энергии и формирование естественной способности к любви.
  • Кризис: восприятие прошлого, настоящего и будущего
  • Возьми ресурс для Настоящего из Прошлого и ... Будущего.
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь