|
"Это я во всем виновата..."Автор статьи: Яворская Елена
«Это я в этом виновата», «Я виню себя в том, что произошло», «И почему-то я стала чувствовать себя перед ним виноватой». Как часто мы слышим такие фразы из консультаций с клиентами, когда люди рассказывают о своих переживаниях. Чувство вины - сильное чувство, оно одно из тех, что не даны нам природой, это так называемое социальное чувство. В терапии с виной работать непросто. Часто это чувство возникает вместе со стыдом, злостью. И страхом. Из-за чего так происходит, что человеку сложно снять с себя вину за что-то? Чувство вины состоит из двух частей: обвиняющей и той, что чувствует себя виноватой. Обвиняющая часть – это интроекция образа взрослого, который в чем-то обвинял. А виноватая внутренняя часть – образ ребенка, обвиняемого или принимающего на себя ответственность за действия, состояния других людей. А это те, кто рядом – родители, бабушки, дедушки и другие близкие. Ребенок не может ответить взрослому, он слишком мал, а взрослый - важная фигура. Ребенок не понимает, что он такого делает, за что его ругают, корят («Как ты мог уронить чашку», «Это всё из-за тебя», «Ты зачем его ударил? Какой ты плохой!»). Понятно, что взрослые предъявляют к ребенку свои требования, ожидания. А ребенок мыслит эгоцентрично. Если что-то случилось, значит «из-за меня». Таким образом он обвиняет себя в том, что происходит в отношениях между родителями (папа ушел из –за меня, это я себя так вел), что происходит, например, отдельно с мамой (она грустная, это я что-то сделал не так, я виноват в ее состоянии). Одна из функций этого чувства – оно позволяет любить. Если мы чувствуем себя виноватым перед кем-то, то будем стараться сделать ему хорошо, приятно, загладить вину. Будем любить того, перед кем «провинились», параллельно испытывая и гамму других слепленных чувств. По-своему, но любить так, как смогли научиться из чувства вины. Как справляться с чувством вины? И какие первые шаги в работе? 1 – дифференцируем внутренние состояния: - когда слышим обвинения в чем-то внутри себя, то выделяем это обвиняющее состояние. Отделить так, чтобы было слышно, какие фразы мы слышим по отношению к себе. - выделяем отдельно виноватое состояние. Такой способ позволяет не сливаться полностью с возникшим состоянием, а поисследовать его стороны. Проблема большинства людей состоит в переносе на себя, свое "Я" действий по самообвинению. Так поступают дети. Если так сохраняется и по мере взросления, то человек начинает «мнить» себя всесильным (всё зависит от него, его действий любого характера) и другие зависят от него (то есть они будут делать, как он хочет). 2 – далее мы исследуем эти части отдельно друг от друга, например, историю возникновения обвинения и какие фразы всплывают у нас в памяти, с какими событиями связано, образ кого мы видим. 3 – признание положительной роли двух составляющих 4 – работа по изменению этих убеждений и дальнейшая дифференциация чувств и мыслей о самообвинении. Лучше эти этапы проходить совместно с психологом. Если такой возможности нет, то можно для снятия напряженных состояний, связанных с чувством вины, выделять обвиняющую и виноватую части.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|