|
От манипулятивной деятельности к игре.Автор статьи: Хватова Ирина Валерьяновна
Рождение ребенка всегда связано с приятными ожиданиями. Что делает младенец, начиная около 3 - 4-х месяцев? Кто-то знает ответ, а кто-то нет. Но в контексте нашей темы, он начинает тянутся к погремушке. Правда, это ещё не игра, а только зерно, которое опускается в землю, для прорастания. А что вырастет, во многом зависит от окружения ребенка. Ведь средства игровой деятельности, первоначально выбираются семьей. Если ребенок до года, когда кидает из кровати игрушку не плачет, об этом стоит задуматься. В этом возрасте им нравится, когда они бросаются вещами (игрушками), а мама постоянно им возвращает брошенное обратно. Они манипулируют предметами, возникает предметно – манипулятивная деятельность. Если же этого не случается, ребенок свое негодование проявляет плачем. И вот получив заветное вновь, он с удовольствием опять выкидывает. Часто мамы сердятся на своих чад, но ведь они не знают, что их дитё в этот момент активно развивается. Игрушек, должно быть много, так веселее и полезней. Прошло время, и ранний возраст задает свой тон игровому проявлению. Возникает предметная деятельность. «Ну сколько можно открывать эту дверь? Тебе не надоело катать коляску? Хватит тыкать вилкой в тарелку! Носовым платком не вытирают стол! Верни кастрюли обратно!» Можно долго приводить примеры. Если ранее ребенок изучал сам предмет, то теперь познает его значение. С вопроса: «Что это такое?», ребенок переходит к вопросу: «Что с этим делать?» Возраст игры начинается с трех лет и по периодизации, заканчивается семью годами. В свои права вступает сюжетно – ролевая игра. С моей точки зрения, это не говорит о том, что дети потом не играют. Игра перестаёт быть ведущим типом деятельности данного возраста. В сюжетно – ролевой игре, ребенок примеряет на себя роль взрослого и проживает ее в мнимой ситуации. Брат с сестрой увидели, как поругались родители и решили поиграть в семью. Мальчик берет на себя роль отца, девочка матери. Они проигрывают то, что увидели, но в конце игры мама и папа меряться. Детям спокойней. Это пример более жизненный, чем игровой, но все же. Или игра в парикмахера, больницу, дочки – матери. Играя и примеряя на себя роли, дети учатся соблюдать установленные в игре правила. У дошкольника, развивается произвольность. Самостоятельность и свобода действия здесь мнимая, но очень приятная для детей. Благодаря чему развиваются и укрепляются морально – нравственные понятия, коммуникативные навыки (общение), эмпатия, умение сочувствовать, ориентировочная деятельность (понимание того, как и почему так надо делать). Сюжетно – ролевая игра важный момент ни только в психологической подготовке к школе, но и стартовой. Важно отметить, что под игрой мы ни понимаем ту деятельность, целью которой станет выступать учебная. Игра для нас, это деятельность, где дошкольник наслаждается процессом. Где нет дидактики и призыва что-либо сделать, нарисовать, прочитать в игровой форме. Игра, там, где ребенку позволено творить свой мир, устанавливать свои границы и давать ему возможность познавать границы играющих с ним людей (детей). Поощряйте детей играть, играйте с ними. Дошкольный период не повторяем, как другие важный моменты в жизни ваших детей. Не принимайте за игровую деятельность, долгую занятость ребенка, которому сказали: «Но поиграй во что-нибудь!». Игра - это свободное, самостоятельное желание ребенка. Игра – это процесс, где главной целью для ребенка будет удовольствие, а не выполнение маминой инструкции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|