По следам "Краткосрочная мультимодальная психотерапия"

Автор статьи: Яворская Елена

По следам книги «Краткосрочная мультимодальная психотерапия» Лазаруса.

Понятно, что книга была написала в определенном историческом контексте (когда курс психотерапии был ограничен страховыми компаниями, выплачивающими страховки клиентам, но техники, приемы и многие принципы актуальны до сих пор. Особенно для тех, кто работает в когнитивном подходе (когнитивно-поведенческом с опорой и на другие).

Лазарус определяет несколько областей, из которых может быть запрос клиента. Мы хорошо знакомы с этими областями (он их называет модальности): поведение, эмоции, ощущения, представления, познание, отношения, лекарственные и другие зависимости.

Автор выводит следующие принципы работы краткосрочной терапии:

  • Люди действуют в рамках 7 областей (модальностей);
  • Между областями есть сложная связь в виде поведенческих, психофизиологических проявлений;
  • Точная оценка связи между модальностями ставится после исследования каждой из них (он предлагает опросник, но я руководствуюсь вопросами клиенту и запись в карточку);
  • Комплексная терапия подразумевает специальную коррекцию проблем в 7 выделенных областях.

 Критерии краткосрочной терапии:

  - Если есть связь более 12 взаимосвязанных проблем в 7 областях: необходимо 15 встреч;

 - Трудно работать в краткосрочной терапии с клиентами, которые туманно формируют запрос;

 - Не работает краткосрочная терапия с людьми, употребляющими наркотики и другие вещества (Мое мнение совпадает с автором,  понятно, в таких случаях нужна групповая поддержка, работа с семьей и отдельно с человеком);

 - Если есть суицидальные наклонности и пограничные состояния, то рекомендуется длительный курс терапии (более 20 встреч).

 Лазарус выделяет 5 мифов психотерапии, сложившиеся к тому времени в психотерапии:

Миф 1: глубина терапии более важна, чем ее широта.

Миф 2: суть терапии – это взаимоотношения (то, кем является терапевт для клиента).

Миф 3: Изменения происходят автоматически.

Миф 4: Терапевт не должен переступать личные границы.

Миф 5: Неуступчивость клиента или невыполнение рекомендаций – это признак «сопротивления».

Курс краткосрочной терапии зависит, по его мнению, «от 2 факторов:

  • Применение правильных техник соответствующим образом
  • Способность терапевта к подлинному хамелеонству».

 

И, конечно, главный постулат любых терапевтических отношений:

 «потребности клиента нужно ставить выше теоретических рамок».

 В работе важно определить стиль взаимоотношений с клиентом, наблюдая за его реакцией, слушая его ответы на различные утверждения, выражать заботу, интерес. Если сработает выбранный стиль, двигаемся дальше. Если нет – меняем стиль отношений, на более адаптивный или более директивный.

Он выделяет 7 факторов, которые определяют и влияют на человека: «1) ассоциации и связи между событиями, 2) моделирование и имитация, 3) бессознательные процессы, 4) защитные реакции, 5) личностные аспекты, 6) метакоммуникации, 7) пороги.

Приведу несколько техник, хорошо известных, которыми делится автор для работы формате краткосрочной терапии:

 - «Построение моста». Выстроить мост от модели клиента.  Например, если клиент остается только в одной модели общения (когнитивной). Войти в предполагаемую модель  (например, когнитивную) через вопросы, «отзеркаливание» и спросить о другой, предположительно, нейтральной области (модальности). Например, вопрос, о представлениях или ощущениях клиента и затем выйти на чувства (то есть ту модель, на которую клиент не выходил напрямую).

 - «Волшебная пипиля» (таблетка, фея). Вопрос: что будет если вы приняли волшебную таблетку в вашей ситуации?  Или фея прилет, взмахнет палочкой и что изменится для вас?

Иногда эта техника не работает, когда в какой-то модальности из семи, есть больше всего колючек у клиента. То есть глубокие убеждения, представления, которые не позволяют изменить ситуацию даже в воображении. Тогда мы выходим на глубинные убеждения клиента и выясняем, что они дают ему (Зачем?)

  - Техника разделения (мое название). Подходит при работе с такими убеждениями, например, как «Я плохой», «Я никчемный», «я никому не нужен». Это происходит, когда происходит генерализация. Человек склонен всё переносить на себя. Не происходит разделения своего Я от других состояний, действий, ощущений. Автор предлагает в таких случаях разделить одно какое-то переживание, связанное с «плохостью, никчемностью, ненужностью» и относить такие утверждения не ко всей личности. И работать уже с утверждениями, искать новые, предлагать новые способы поведения в случае таких установок клиента.

- «Назад в прошлое». Простая и эффективная техника поддержки клиентом себя в прошлом. На машине времени дать клиенту перенестись в прошлое, событие, где клиент не  смог получить поддержку, заботу, любовь близких. Чаще всего, это детские сильные переживания.

И уже во взрослом состоянии дать клиенту возможность позаботиться о себе, том, ребенке, подростке, который  когда-то не смог поступить по-другому. Таким образом мы даем клиенту опору на свою взрослую часть и снижаем уровень сильных негативных представлений, и дальше – формировать новые убеждения о произошедшем событии (если убеждения влияют на клиента в настоящем, выступают некими границами в событиях настоящего).

 Также он рассматривает принципы работы с семьями  в краткосрочной терапии. Об этом можно прочесть в его книге.

Хорошего чтения и новых техник в нашей работе!

Коллеги, используете ли эти техники или другие, эффективные?

 

 



Просмотров: 261
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Как психологи определяют готовность клиента к терапии.
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • О гештальт терапии для клиента
  • Права клиента в терапии
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Завершение терапии, уход клиента
  • Как я работаю с сопротивлением клиента в терапии
  • Фрустрация клиента в гештальт-терапии
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Рейтинг трудных мест в терапии (для клиента)
  • Сопровождение или изменение клиента. Близость в терапии
  • Действие клиента - залог успешной терапии.
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • 3 списка, раскрывающих особенности скайп-терапии для клиента
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Случай краткосрочной терапии травмы
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Второй международный конгресс по краткосрочной стратегической и системной терапии
  • Случай краткосрочной неоконченной терапии "Хождение по минному полю".
  • Описание случая краткосрочной терапии "Принцесса на горошине"
  • Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Стиль жизни клиента и психотерапия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь