|
По следам "Краткосрочная мультимодальная психотерапия"Автор статьи: Яворская Елена
По следам книги «Краткосрочная мультимодальная психотерапия» Лазаруса. Понятно, что книга была написала в определенном историческом контексте (когда курс психотерапии был ограничен страховыми компаниями, выплачивающими страховки клиентам, но техники, приемы и многие принципы актуальны до сих пор. Особенно для тех, кто работает в когнитивном подходе (когнитивно-поведенческом с опорой и на другие). Лазарус определяет несколько областей, из которых может быть запрос клиента. Мы хорошо знакомы с этими областями (он их называет модальности): поведение, эмоции, ощущения, представления, познание, отношения, лекарственные и другие зависимости. Автор выводит следующие принципы работы краткосрочной терапии:
Критерии краткосрочной терапии: - Если есть связь более 12 взаимосвязанных проблем в 7 областях: необходимо 15 встреч; - Трудно работать в краткосрочной терапии с клиентами, которые туманно формируют запрос; - Не работает краткосрочная терапия с людьми, употребляющими наркотики и другие вещества (Мое мнение совпадает с автором, понятно, в таких случаях нужна групповая поддержка, работа с семьей и отдельно с человеком); - Если есть суицидальные наклонности и пограничные состояния, то рекомендуется длительный курс терапии (более 20 встреч). Лазарус выделяет 5 мифов психотерапии, сложившиеся к тому времени в психотерапии: Миф 1: глубина терапии более важна, чем ее широта. Миф 2: суть терапии – это взаимоотношения (то, кем является терапевт для клиента). Миф 3: Изменения происходят автоматически. Миф 4: Терапевт не должен переступать личные границы. Миф 5: Неуступчивость клиента или невыполнение рекомендаций – это признак «сопротивления». Курс краткосрочной терапии зависит, по его мнению, «от 2 факторов:
И, конечно, главный постулат любых терапевтических отношений: «потребности клиента нужно ставить выше теоретических рамок». В работе важно определить стиль взаимоотношений с клиентом, наблюдая за его реакцией, слушая его ответы на различные утверждения, выражать заботу, интерес. Если сработает выбранный стиль, двигаемся дальше. Если нет – меняем стиль отношений, на более адаптивный или более директивный. Он выделяет 7 факторов, которые определяют и влияют на человека: «1) ассоциации и связи между событиями, 2) моделирование и имитация, 3) бессознательные процессы, 4) защитные реакции, 5) личностные аспекты, 6) метакоммуникации, 7) пороги. Приведу несколько техник, хорошо известных, которыми делится автор для работы формате краткосрочной терапии: - «Построение моста». Выстроить мост от модели клиента. Например, если клиент остается только в одной модели общения (когнитивной). Войти в предполагаемую модель (например, когнитивную) через вопросы, «отзеркаливание» и спросить о другой, предположительно, нейтральной области (модальности). Например, вопрос, о представлениях или ощущениях клиента и затем выйти на чувства (то есть ту модель, на которую клиент не выходил напрямую). - «Волшебная пипиля» (таблетка, фея). Вопрос: что будет если вы приняли волшебную таблетку в вашей ситуации? Или фея прилет, взмахнет палочкой и что изменится для вас? Иногда эта техника не работает, когда в какой-то модальности из семи, есть больше всего колючек у клиента. То есть глубокие убеждения, представления, которые не позволяют изменить ситуацию даже в воображении. Тогда мы выходим на глубинные убеждения клиента и выясняем, что они дают ему (Зачем?) - Техника разделения (мое название). Подходит при работе с такими убеждениями, например, как «Я плохой», «Я никчемный», «я никому не нужен». Это происходит, когда происходит генерализация. Человек склонен всё переносить на себя. Не происходит разделения своего Я от других состояний, действий, ощущений. Автор предлагает в таких случаях разделить одно какое-то переживание, связанное с «плохостью, никчемностью, ненужностью» и относить такие утверждения не ко всей личности. И работать уже с утверждениями, искать новые, предлагать новые способы поведения в случае таких установок клиента. - «Назад в прошлое». Простая и эффективная техника поддержки клиентом себя в прошлом. На машине времени дать клиенту перенестись в прошлое, событие, где клиент не смог получить поддержку, заботу, любовь близких. Чаще всего, это детские сильные переживания. И уже во взрослом состоянии дать клиенту возможность позаботиться о себе, том, ребенке, подростке, который когда-то не смог поступить по-другому. Таким образом мы даем клиенту опору на свою взрослую часть и снижаем уровень сильных негативных представлений, и дальше – формировать новые убеждения о произошедшем событии (если убеждения влияют на клиента в настоящем, выступают некими границами в событиях настоящего). Также он рассматривает принципы работы с семьями в краткосрочной терапии. Об этом можно прочесть в его книге. Хорошего чтения и новых техник в нашей работе! Коллеги, используете ли эти техники или другие, эффективные?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|