Случай краткосрочной терапии травмы

(Все узнаваемые подробности изменены, случай публикуется с согласия обеих клиенток).

Недавно работала с острым стрессом (психотравмой) у двух женщин, переживших вооруженное нападение. Одной из них грабитель угрожал пистолетом, держа его у головы пострадавшей, после чего стал стрелять в потолок и стены.

Жалобы: обе женщины испытывали проблемы со сном (трудности засыпания, кошмары, частые пробуждения), резкое повышение уровня тревоги (потребность постоянно проверять, закрыта ли дверь, всё ли в порядке дома), у одной из них был эпизод панической атаки. Одна из пострадавших жаловалась на соматические нарушения: стойко повышенное сердцебиение, повышение артериального давления, "сдавленность" дыхания. Обе отмечали, что негативно реагируют на звук открывающейся двери, вздрагивают, испытывают страх. Так же обе женщины пожаловались на нежелание общаться с людьми (даже близкими), желание дистанцироваться от всех, спрятаться в прямом или переносном смыслах. Одна из женщин сообщила, что хочет поменять место жительства, т.к. не сможет жить в этом пространстве.

Запрос был на краткосрочную терапию, не больше 10 сессий.

Ход работы:

1) первую сессию, информационную, провела совместно для обеих женщин - по их просьбе, т.к. они хотели начать совместно (обе никогда ранее не обращались к психологу, так им показалось безопаснее). Были нарисованы схемы и рассказано о механизмах стресса, особенностях психотравмирующего воздействия, остановленных реакциях, связи эмоций и действий/движений,  о возможных проблемах, когда движения блокированы. Перечислены симптомы и ощущения, которые могут испытывать люди, пережившие острый стресс (для возвращения ощущения "нормальности" происходящего с ними). Рассказано о важности ресурсных переживаний, в первую очередь, телесных ресурсов, в работе с травмой. Показаны некоторые ресурсные техники телесно-ориентированной психотерапии: центрирование, заземление, брюшное дыхание, фокусирование на теле.

2) дальше работала по отдельности с каждой женщиной. Фокус делался на обеспечении достаточного количества ресурсов для преодоления травмы: создание карты ресурсов, работа с телесными ресурсами, закрепление ресурсных состояний, обучение методикам переключения на ресурсое состояние. Важно отметить также, что у обеих женщин изначально была доступна адекватная социальная поддержка: муж и сын у одной, родители у другой, достаточное количество друзей, которые заботились и помогали.

3) работа с травматическим эпизодом сначала осуществлялась на уровне фактов - перечисление фактов, находясь в метапозиции (похоже на методику "Кинозал" в НЛП). Во время рассказа фактов тщательно отслеживались возможные стрессовые реакции, при возникновении которых рассказ прерывался, происходило переключение на дыхание, телесные ресурсные техники.

4) дальше осуществлялась связь "эмоция - действие/движение", когда все переживаемые эмоции связывались с остановленными или желаемыми движениями. Действия/движения осуществлялись в максимальной полноте, происходило "напитывание" движением, насыщение им.

5) на этапе завершения была произведена работа по вписыванию травматического эпизода в жизненную историю обеих клиенток, поиска смысла травмы, "дара травмы". Здесь были использованы рисуночные техники, а также метафорические ассоциативные карты (колоды "Ресурсы", "Травмы", "В поисках смысла").

Первая сессия состоялась через 36 часов после травмы, всего проведено 6 сессий с одной, и 7 - с другой клиенткой. Обе отмечают значительное телесное расслабление, снижение тревоги, спокойную реакцию на открывание двери и нахождение в комнате, нормализацию ночного сна, общее ощущение уверенности и "присутствия в теле".

Клиенткам предложено внимательно отслеживать возникающие телесные и эмоциональные реакции в течении 6 недель после психотравмирующего события, выполнять телесные ресурсные техники, быть бережными к себе, пить достаточное количество жидкости.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Травмы или почему пора заканчивать с "теплыми" и "принимающими"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Ресурсные техники арт-терапии: "Имя".
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Жизнь после травмы"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Работа с МАК". Упражнение "Лекарство против стресса".
  • Мультфильм "Холодное сердце-2" как метафора преодоления кризиса и травмы
  • Три дороги, три судьбы.... Метафорические карты "ОН" и "Sаgа"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Лабиринт Фавна": путь преодоления травмы
  • Ресурсы травмы (часть 3. "Психотравма и ее исцеление")
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь