Какой он, будущий студент?

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.
    В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития, и использования научных достижений в реальном секторе экономики, и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации, необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации.
Важной составляющей данной проблемы остается уровень  будущего студента ВУЗов. Так с ноября 2011г. по март 2012г. специалистами Психологического Центра «ДОМ», под руководством к.псх.н. Шишковой С.Ю. было проведено микроисследование на тему «Портрет будущего студента ВУЗа на примере выпускников Колледжа Автомобильного транспорта г Москвы».
В исследовании использовался  Программный комплекс "Crystal" (патент РФ № 2246253 от 20.02.2005, патент РФ № 2297178 от 20.04.2007) Рег. свид-во № 2003612586 Рег. свид-во № 2007612668 Рег. свид-во № 2009612346   от 27.11.2003 от 21.06.2007 от 08.05.09. В программе принимали участие 182 выпускников.
Цель исследования:
    Выявление сильных и слабых сторон личности будущих студентов ВУЗов, с целью выстраивания результативных психолого-педагогических приемов  в обучении студентов.   
Обследование проводилось с согласия родителей и опекунов.  Каждому студенту по результатам диагностики  были даны индивидуальные заключения. Результаты диагностики с рекомендациями были предоставлены родителям и самим учащимся в устной и письменной форме.
Ребята получили подробные и конкретные приемы, направленные на развитие учебной мотивации, развитие стрессоустойчивости, раскрытие способностей, а также укрепление волевых качеств. Также были проведены индивидуальные консультации для всех желающих родителей по вопросам развития детей.
По результатам психофизиологической диагностики проведенной в выпускных колледжа, составлен портрет будущего студента ВУЗа.
В исследовании мы рассматривали три категории:
1.    мышление, интеллект (М)
2.    эмоции, чувства (Э)
3.    волю, мотивацию (В)
Что же мы вкладываем в понятие мотивация? Здесь вполне уместно будет разобрать сначала понятие «потребности». Ведь еще Марк Аврелий говорил, что человеческую личность определяют его потребности. Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинные потребности переходят. Любой поступок, в том числе и посещение курсов в колледже, продиктован не имеющейся  у субъекта информацией, не его эмоциями, а именно его потребностями.  
    Давайте рассмотрим зависимость эмоций от наших потребностей и вновь полученной информации, которая помогает лучше понять свои и чужие чувства, внутренний мир человека. «Познай себя, и ты познаешь мир», - так говорил еще Сократ. Да, именно познав себя, можно пытаться понять другого.
    Хочется еще раз напомнить, что потребности связаны с эмоциями. А ведь именно формирование эмоций человека это важнейшее условие развитие его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы (которые так же разбираются в проведенном исследовании), обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.
    Каковы же потребности у будущего студента?
1.    Потребность жить и быть обеспеченным в жизни. Эта группа потребностей названа - витальные потребности. Они проявляются в двух видах – для себя (лично) и для своих близких.
2.    Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта потребность названа – социальные потребности. Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах: для себя (мои права) и для других (мои обязанности).
3.    Потребность познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название – идеальные или познавательные потребности.
Получаются определенные ярусы потребностей. Самый первый это - витальные потребности, затем социальные потребности и верхушка - идеальные потребности. Соответственно, внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяет его личность.
Помните, была такая игрушка – калейдоскоп. Трубочка, в которой из нескольких разноцветных стеклышек видишь бесконечное множество рисунков, или из всего 7 нот мы слышим все многообразие музыки. Так и здесь – всего несколько групп потребностей и неисчислимое разнообразие характеров, темпераментов, личностей, душ.
    Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В.Симоновым и названа – воля. Интересный факт, еще И.П.Павлов отмечал, что в  некоторых областях деятельности, а именно спорт, искусство, учеба воля имеет первостепенное значение.
В психологии понятие воля рассматривается, как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Ведь именно воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость.
    При большом разнообразии подходов к изучению вообще мотивационной сферы, интересно направление А.Н.Леоньева, в котором он отмечает: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане мы называем мотивом деятельности».     Именно такой подход, на наш взгляд позволяет определить особенности учебной мотивации у будущих студентов.  
    По результатам исследования можно сказать следующее:
•    Педагогический подход к разным категориям студентов требует разного воздействия;
•    Необходимо учитывать в образовательном процессе психотип педагога, его сильные и слабые стороны;
•    Будущие студенты по психотипам разделились на три группы:
Первая группа 53% будущих студентов – имеют слабые мыслительные  и волевые процессы, однако при этом они очень чувствительны, эмоциональны.
Показатели из 100%  активно участвуют М – 17%  Э – 68%  В – 15%
Портрет такого студента таков: неуравновешен, переживает, эмоционально раним, слабая саморегуляция, живет только тем, что ему интересно, трудно усидеть долго, не всегда может долго заниматься умственным трудом.
Вторая группа 40% будущих студентов – закрытость всех сфер: интереса, воли, мышления. Это одна из самых сложных категорий подростков.
Показатели из 100%  активно участвуют М – 32%  Э – 34%  В – 34%
 Портрет такого студента: безразличие, бесчувственность, безответственность, слабые морально-нравственные качества, потребительское отношение к обществу.
Третья группа 7% будущих студентов – имеют неплохие волевые качества, но мыслительная сфера не сформирована.
Показатели из 100%  активно участвуют М – 21%  Э – 38%  В – 41%
Портрет такого студента: может поставить цель, есть интересы, строит планы на будущее, обучаем, но только в своем ритме, с большим количеством повторов хорошо усваивает материал.
Педагогический состав колледжа выразил большую заинтересованность  в предоставленном материале, который поможет им по другому взглянуть на сегодняшнюю молодежь, на выпускников, найти новые приемы взаимодействия.
Для решения обозначенных проблем, можно рекомендовать следующие мероприятия:
1.    В 2011 – 2012 учебном году  провести дополнительное исследование, направленное на определение потребностей у педагогического коллектива Колледжа работающих с первокурсниками.  Опираясь на полученные данные провести взаимный анализ результатов будущих студентов и пед. коллектива. Это позволит разработать комплексный подход и стратегию в профильном обучении студентов.  
2.    Разработать мероприятия по повышению уровня профессиональной мотивации педагогов и учебной мотивации студентов (участие в конкурсах, мастер-классах, открытых мероприятиях окружного и городского уровня и т.д.).
3.    Для повышения  уровня и качества образования использовать  практико-ориентированное обучение студентов в виде: лекция + семинар, семинар + тренинг, лекция + урок, мастер класс + круглый стол и т.д., учитывая разные уровни теоретической подготовки студентов,
4.    Организовать психолого-педагогическое сопровождение всех участников  образовательного процесса с целью:  повышения мотивационной сферы, эмоциональной устойчивости и стабильности,  повышения уровня волевых качеств. На основании полученных данных специалисты Психологического Центра «ДОМ» разработают для педагогов психолого-педагогическую программу, направленную на повышение качества образования в колледже.

Литература
1.    Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
2.    Итоги 2 года работы школ г .Москвы по федеральному эксперимену/ отв. Редактор Курнешова Л.Е. – М.: Изд-во Центр Школьная книга, 2003.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. ВУЗ: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
4. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Дергача, Л.Г.Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.- 640 с.



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Всегда ли у мужчин были потребности?
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Потребности развития ребёнка
  • Трансактный анализ: Потребности человека.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Потребности человека
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Системные потребности человека
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Инстинкты и потребности человека. Часть 1.
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Развитие личностного потенциала. Часть 1 - Потребности
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь