Восточные духовные практики как основа современной психотерапии.

Восточные духовные практики как основа
современной психотерапии.
(На примере связи дзен-буддизма и гештальт-терапии).

В наши дни развивается и всё более востребован институт психотерапии в различных его направлениях. Психотерапия давно уже вышла за пределы закрытых клиник и становится доступной для решения клиентских запросов широкого круга людей. Одно из самых динамично развивающихся направлений - это гештальт подход в психотерапии. В России сообщество гештальт-терапевтов (Московский Гештальт Институт) одно из самых многочисленных. Соответственно идеи гештальт-терапии начинают приобретать вес среди людей, которые ищут, нуждаются в помощи психолога.

Современный психолог, опирающийся на идеи и ценности гештальт подхода поддерживает клиента в осмыслении свей жизни, осознавании себя, своих чувств, выборов и места в жизни. Безусловно, что возможность такого исследования себя с помощью другого человека не является достижением только лишь психотерапевтов 20 и 21 века. Издревле человек задумывался о том какова его природа, зачем он в этом мире, каким образом лучше всего выстраивать контакт с окружающим. Восточная философия предоставляет богатый материал многовековых духовных поисков человечества. Вероятно роль психолога в прошлом выполняли духовные учителя. 

Зачастую психотерапевты, исследуя корни своей профессии, стремясь более эффективно помогать клиенту, обращаются к опыту восточных практик. Так, к примеру, гештальт-терапия многое заимствовала и ассимилировала из философии и практики дзен-буддизма. Анализируя многие идеи гештальт-подхода, мы находим тесные связи с этим учением. Например, Фил Джойс и Шарлотта Силлс в книге "Гештальт-терапия шаг за шагом" указывают на большое значение философии дзен буддизма для опоры в поддержке клиента. [2] Так, в дзен-буддизме, к примеру, подчеркивается важность пребывания в настоящем, между тем, один из основных принципов гештальт подхода - "здесь и сейчас". [3] К примеру, в исследовании проблемы клиента основным будет не анализ прошлого, причин возникновения симптомов и т.д. (в отличии от психоанализа). Важным будет прежде всего то, какое значение для клиента эта проблема имеет сейчас, сегодня, в этом кабинете, в этот час. А также что он здесь и сейчас хочет поведать своему терапевту, рассказывая о своей проблеме, как он выстраивает с ним контакт. [1]

В дзен буддизме можно встретить практики на достижение состояния "пустоты ума" [4]. Это, к примеру, практика, которая называется дза-дзен. Монах сидит неподвижно положив руки на колени и ничего не делает, между тем он позволяет любым мыслям, чувствам и желаниям появляться в сознании и исчезать свободно. Тем самым человек воспринимает различные свои чувства, идеи и желания, но не подчинён им. На приёме у гештальтиста психолог часто предлагает клиенту замедлиться и просто заметить те мысли и чувства, что есть у него на данный момент. Это особо эффективно, когда человек находится в "постоянной гонке" с самим собой, много всего делает, но при этом не чувствует удовлетворения.
В дзен буддизме предлагается избегать «думанья о» ради достижения простого осознавания («потеряй свой ум», «вернись, к своим чувствам»). Гештальт-терапевт тоже предлагает клиенту обратиться к своим чувствам, ибо они являются маркерами потребностей и желаний. [2]

Восточные учителя дзен буддизма предлагали практиковать невозмутимость. Нечто подобное мы встречаем и в гештальт-подходе. Психотерапевту предлагается сохранять позицию творческого безразличия по отношению к своему клиенту. Это означает что мы не направляем клиента куда-то, исходя из собственных ожиданий, а позволяем ему самому проявлять активность. При этом мы остаёмся любопытными по отношению к нему и открытыми новому опыту.

И, наконец, в дзен буддизме много говорится о сатори и о сериях маленьких просветлений. Сессии гештальт-терапевта с клиентом также полны маленьких просветлений [5], в плане внезапных инсайтов, значимых открытий, спонтанных встреч, когда терапевт и клиент видят друг друга не через призму социальных ролей, а как две отдельные целостные личности, которые между тем вместе (я-ты момент). В этот момент уходят все ожидания и проекции, люди как бы снимают завесу иллюзий, видят друг друга таковыми, какие они есть, и их чувствование момента на какой-то момент становиться общим. Так, к примеру, когда мы в разговоре с близким другом делимся какими-то сокровенными чувствами, чем-то очень важным, если мы встречаем не осуждение, а принятие, сочувствие и соучастие к тому что мы говорим, а также живой отклик, то мы можем ощутить нечто подобное.

Фил Джойс и Шарлотта Силлс указывают на важность понимания духовных основ современным психотерапевтом. Безусловно, что часто психолог работает с «земными» проблемами, но вместе с тем знакомство с основами духовных практик важно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, духовный путь клиента зачастую сложным образом переплетается с его частной жизнью - они помогают или мешают друг другу миллионом способов. Во-вторых, для нас как консультантов, важно уметь отличать случаи, когда проблема или потребность клиента имеет духовную природу и не относится к области психотерапии или консультирования. В таком случае, возможно, придется посоветовать, клиенту какой-то источник духовного водительства. В-третьих, восточные духовные учения играли важную роль в формировании теории и практики гештальта с самого его начала, и многие принципы гештальта имеют много общего с восточными практиками. [2]

Спасибо за внимание. 



Список литературы.

1. Бертрам М. Вклад Изидора Фрома в теорию и практику Гештальт-терапии [текст] / М. Бертрам // Сборник материалов общества практикующих психологов. – 2008 г. – С. 5-19
2. Джойс Ф., Силс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии / Ф. Джойс – М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 – 352 с.
3. Перлз, Ф. С. Эго, голод и агрессия [текст] / Ф. С. Перлз – М.: Смысл, 2010. – 358 с.
4. Уотс А. Путь дзен. [электронный ресурс] / А. Уотс // Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры, 2001 г. - Режим доступа к стат.: http://psylib.kiev.ua/
5. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. Или пробуждение от кошмара. Перевод Центра гуманистических технологий "Человек". СПб., 1994 Терминологическая правка В.Данченко. К., 2002



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Дзен-гештальт
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • О гештальт терапии для клиента
  • Гештальт в действии: как работает гештальт-терапия?
  • Что такое «гештальт» и гештальт-терапия?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Что такое гештальт-терапия и зачем она клиенту?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Фрустрация клиента в гештальт-терапии
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • Что такое "Гештальт-терапия"?
  • "Контакт в гештальт-терапии"
  • Долгосрочная гештальт-терапия: для кого, для чего, почему "долгосрочно"?
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Эссе на тему "Феноменология гештальт-подхода"
  • Картина мира клиента в гештальт-подходе
  • Сам ты тварь! ...или биосоциальный человек глазами гештальт-подхода
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь