|
Восточные духовные практики как основа современной психотерапии.Автор статьи: Вахрамеев Владимир Евгеньевич
Восточные духовные практики как основа Современный психолог, опирающийся на идеи и ценности гештальт подхода поддерживает клиента в осмыслении свей жизни, осознавании себя, своих чувств, выборов и места в жизни. Безусловно, что возможность такого исследования себя с помощью другого человека не является достижением только лишь психотерапевтов 20 и 21 века. Издревле человек задумывался о том какова его природа, зачем он в этом мире, каким образом лучше всего выстраивать контакт с окружающим. Восточная философия предоставляет богатый материал многовековых духовных поисков человечества. Вероятно роль психолога в прошлом выполняли духовные учителя. Зачастую психотерапевты, исследуя корни своей профессии, стремясь более эффективно помогать клиенту, обращаются к опыту восточных практик. Так, к примеру, гештальт-терапия многое заимствовала и ассимилировала из философии и практики дзен-буддизма. Анализируя многие идеи гештальт-подхода, мы находим тесные связи с этим учением. Например, Фил Джойс и Шарлотта Силлс в книге "Гештальт-терапия шаг за шагом" указывают на большое значение философии дзен буддизма для опоры в поддержке клиента. [2] Так, в дзен-буддизме, к примеру, подчеркивается важность пребывания в настоящем, между тем, один из основных принципов гештальт подхода - "здесь и сейчас". [3] К примеру, в исследовании проблемы клиента основным будет не анализ прошлого, причин возникновения симптомов и т.д. (в отличии от психоанализа). Важным будет прежде всего то, какое значение для клиента эта проблема имеет сейчас, сегодня, в этом кабинете, в этот час. А также что он здесь и сейчас хочет поведать своему терапевту, рассказывая о своей проблеме, как он выстраивает с ним контакт. [1] В дзен буддизме можно встретить практики на достижение состояния "пустоты ума" [4]. Это, к примеру, практика, которая называется дза-дзен. Монах сидит неподвижно положив руки на колени и ничего не делает, между тем он позволяет любым мыслям, чувствам и желаниям появляться в сознании и исчезать свободно. Тем самым человек воспринимает различные свои чувства, идеи и желания, но не подчинён им. На приёме у гештальтиста психолог часто предлагает клиенту замедлиться и просто заметить те мысли и чувства, что есть у него на данный момент. Это особо эффективно, когда человек находится в "постоянной гонке" с самим собой, много всего делает, но при этом не чувствует удовлетворения. Восточные учителя дзен буддизма предлагали практиковать невозмутимость. Нечто подобное мы встречаем и в гештальт-подходе. Психотерапевту предлагается сохранять позицию творческого безразличия по отношению к своему клиенту. Это означает что мы не направляем клиента куда-то, исходя из собственных ожиданий, а позволяем ему самому проявлять активность. При этом мы остаёмся любопытными по отношению к нему и открытыми новому опыту. И, наконец, в дзен буддизме много говорится о сатори и о сериях маленьких просветлений. Сессии гештальт-терапевта с клиентом также полны маленьких просветлений [5], в плане внезапных инсайтов, значимых открытий, спонтанных встреч, когда терапевт и клиент видят друг друга не через призму социальных ролей, а как две отдельные целостные личности, которые между тем вместе (я-ты момент). В этот момент уходят все ожидания и проекции, люди как бы снимают завесу иллюзий, видят друг друга таковыми, какие они есть, и их чувствование момента на какой-то момент становиться общим. Так, к примеру, когда мы в разговоре с близким другом делимся какими-то сокровенными чувствами, чем-то очень важным, если мы встречаем не осуждение, а принятие, сочувствие и соучастие к тому что мы говорим, а также живой отклик, то мы можем ощутить нечто подобное. Фил Джойс и Шарлотта Силлс указывают на важность понимания духовных основ современным психотерапевтом. Безусловно, что часто психолог работает с «земными» проблемами, но вместе с тем знакомство с основами духовных практик важно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, духовный путь клиента зачастую сложным образом переплетается с его частной жизнью - они помогают или мешают друг другу миллионом способов. Во-вторых, для нас как консультантов, важно уметь отличать случаи, когда проблема или потребность клиента имеет духовную природу и не относится к области психотерапии или консультирования. В таком случае, возможно, придется посоветовать, клиенту какой-то источник духовного водительства. В-третьих, восточные духовные учения играли важную роль в формировании теории и практики гештальта с самого его начала, и многие принципы гештальта имеют много общего с восточными практиками. [2] Спасибо за внимание.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|