|
Дзен-гештальтАвтор статьи: Наталья Олифирович
ДЗЕН-ГЕШТАЛЬТ
Суть понятия Дзен в буддизме заключается в мистическом «созерцании» внутреннего и внешнего миров созерцающего с целью достижения просветления [Интернет].
Однажды дзен-гештальтист решил посетить летний интенсив. Он выбрал самый длинный маршрут, самых неизвестных ему тренеров, собрал в котомку свои нехитрые пожитки, взял посох и отправился туда, где восходит солнце. Путь его был длинным, и по дороге он встретил многих людей. Дзен-гештальтист предпочитал не говорить, а слушать, поэтому получал приветливый приём везде, где он останавливался перекусить или переночевать. Простые люди щедро рассыпали перед ним мудрость этого мира, как одуванчик свои легкие семена-парашюты. Путь был приятным, но дзен-гештальтист, физик по первому образованию, начинал чувствовать лёгкую тревогу. Он помнил второй закон термодинамики, гласящий, что в замкнутой системе энтропия возрастает. Конечно, он и окружающее пространство были не совсем замкнутой системой, но как-то уж очень благостно и спокойно складывались все дорожные карты, как-то очень приветливо и бесплатно подвозили его водители, продавцы химической колбасы и синтетического сыра дружелюбно предлагали ему поучаствовать в бесплатных акциях и попробовать их продукцию.
И вот наконец он пришёл на интенсив – и там всё было благостно. Дзен-гештальтист не мог понять, что происходит. И, слушая первую лекцию самого старого и уважаемого гештальтиста-анархиста, он продолжал удивляться тому, как удачно все складывается, и ждал, когда же прорвутся силы хаоса. А дальше начало происходить то, чего дзен-гештальтист не ожидал. На группе, где терапевты показывали друг на друге свою работу, собрались люди со всего мира. Но кто бы из них не поработал, ведущие группы кривили губы и говорили: «Это не гештальт»! И красивыми были работы, и плакали с благодарностью участники на груди друг у друга, но всё мрачнее становились тренеры, всё больше суровых и жестоких слов в супервизии говорили они терапевтам. И после третьего дня такой работы не выдержал дзен-гештальтист и пошел к главному дзен-анархисту. Сложно было его найти – он скрывался от людей и, улыбаясь, говорил коанами, которых никто не понимал. Но упорным был последователь дзен-гештальта, и просидел он до полуночи на крыльце, ожидая уважаемого учителя. И когда он появился – в тюбетейке, окружённый молодыми хихикающими гештальтистками – встал дзен-гештальтист, поклонился и сказал: «О Великий! Я хочу поговорить с тобой!» И разлетелась стайка смеющихся юных дев, как листья под порывом ветра, и остались они вдвоём. И стал вопрошать дзен-гештальтист: -Скажи, о Великий! Ты стоял у истоков гештальт-движения! Твои волосы поседели от тяжких трудов. Твоя толстовка от Dolce&Gabbana пропитана слезами получивших инсайт от прикосновения к твоей глубине и мудрости. Твои мокасины Prada истоптали множество потаённых дорог. И ты всегда продвигал идеи, созвучные дзенским – что хаос не остановить, что нужно созерцать, а не интерпретировать, что нужно быть «здесь-и-сейчас»… Но плодятся ученики твои, и они пытаются упорядочить неупорядочиваемое, причесать всех под одну гребёнку, постричь под единый армейский бобрик… И нет жизни рядом с ними, ибо душат они на корню всё живое и светлое, что не похоже на их «гештальт», и борются со всеми другими направлениями психотерапии. Как же это произошло? Великий гештальтист-анархист покашлял. Потом помолчал. Потом сказал: -Ну да… Как-то оно так… И, приободрённый, молодой дзен-гештальтист продолжил: -Я долго добирался сюда. За свою жизнь я встречал разных гештальтистов. Это и гештальт-аналитики, и гештальт-расстановщики. Есть когнитивный и эмоциональны гештальт. Есть системный и индивидуальный гештальт. Все они мирно покоятся на трёх китах – феноменологии, теории поля и диалоге. Но на этом интенсиве я вижу только запреты, оценки и недовольство со стороны тренеров. Они отреклись от принципов гуманизма, не приемлют гештальт-экспериментов, не интересуются тем, что думает группа, и фиксируются только на эмоциях. Как же так, о Великий? Великий помолчал и тихо произнёс: - Да, ты подошёл близко к сокровенному в гештальте. Ибо все важно и ничто не главнее. И чувства, и мысли, и тело, и действия – то, что вышло «здесь-и-сейчас» из фона, то и стало фигурой. Но говорящий не знает, знающий не говорит. За последние 20 лет в мире появились тысячи новых гештальтистов, и каждый из них учился своему гештальту у своего мастера. И забыли они о том, что гештальт – целостный, или как модно говорить, холистический подход, и каждый продвигает ту часть, которой ему не хватает в себе. Бесчувственные говорят о чувствах, безответственные – об ответственности, бесчеловечные – о человечности… Они забыли о принципе недвойственности и делят мир на чёрно-белый, чем вызывают много злости у всех не-гештальтистов. А чем больше не-гештальтисты борются с гештальтом, тем больше они постигают его сущность и становятся гештальтистами… Задумался дзен-гештальтист. -Так что, выходит, тренеры делают это специально? -Конечно же нет, - успокоил его Великий. Но они достигают своей цели. У людей появляются сильные чувства, они начинают протестовать и думать. И одна из задач – осознавание – достигается гораздо быстрее, чем если об этом рассказывать. Вот и ты пришел ко мне, потому что почувствовал раздражение и осознал свои реакции. И есть одна точка – где кто-то знает, как правильно. Ты побыл в этой точке. Есть другая – где никто не знает, как правильно. Ты побыл и в этой точке. -О! А сейчас я могу смотреть на обе эти точки из третьей, о Великий! Ведь это же принцип работы с полярностями, - вскричал дзен-гештальтист. - Да. Но самое важное – ты начал думать и заметил, что не важно, во что ты веришь и чем занимаешься. Мир психотерапии един. Как и мир в целом. А границы – в нашей голове, и никто не знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. И когда-нибудь каждый из нас завершит свой главный гештальт, - сказал Великий гештальтист-анархист и, приветливо кивнув, отправился в свой дом. А следом за ним влетела в дом стайка молодых и прекрасных гештальтисток, и уже через секунду загорелся свет и послышался счастливый смех. А дзен-гештальтист улыбнулся, ощутил на коже дуновение лёгкого ветерка, заметил ночных бабочек, кружащихся у фонаря, почувствовал внезапный прилив счастья и голода… И, медленно созерцая свой внутренний и окружающий внешний мир, пошёл в свой дом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|