|
Психологические потребности и воспитание детейАвтор статьи: Денис Зеликсон
«Воспитание ребенка должно учитывать его потребности», - именно такую фразу можно встретить практически во всех книгах, посвященных воспитанию ребенка, а также услышать ее от практикующих психологов. А дальше идет описание того, что очень сильно напоминает пирамиду потребностей Маслоу: сон, безопасность, общение, развитие потенциала и т.д. И если с физиологическими нуждами еще более или менее понятно, то как быть с психологическими потребностями ребенка – это большой вопрос. Согласитесь, что в полной мере оценить такую штуку, как потенциал ребенка или способность к самовыражению, не под силу даже профессиональным психологам, не говоря уже об обычных родителях. А классический совет психолога «дайте ребенку выразить себя» на поверку оказывается трудновыполнимым. Дать ему возможность полной свободы или как-то ограничить его выбор? Да и как понять, самовыражается ли он или нет? А что делать, если ребенок не хочет самовыражаться?
Получается, что вполне себе дельный совет фактически никак не применим на практике. Не совсем, если мы отчетливо представляем себе, о каких именно потребностях идет речь. В отличие от малообоснованной пирамиды Маслоу, теория самодетерминации (Ryan and Deci) за последние 25 лет неоднократно доказала свою состоятельность. В ее основе лежит представление о наличии трех базовых психологических потребностей, а именно: автономии (способность определять свое поведение и действовать согласно своим целям и ценностям), компетентности (стремление к использованию и развитию своих навыков и умений) и связанности (тяга к общению с другими).
С точки зрения теории и ее экспериментальных подтверждений все очень просто. Если такие потребности ребенка удовлетворяются, то это позволяет ему развиваться, а если потребности удовлетворить не получается, то это приводит к психическим проблемам и медленному развитию. Другими словами, если дети могу самостоятельно делать выбор, максимально использовать свои навыки и чувствовать недвусмысленную поддержку со стороны родителей, то они становятся счастливее, здоровее и легче усваивают социальные нормы и правила поведения.
Основное место в этой триаде потребностей занимает автономия. На практике поддержка автономии ребенка выражается в том, что родители:
Поддержка автономии ребенка, прежде всего, выражается в том, как родители общаются с детьми. Давайте представим себе следующую ситуацию: «ребенок не хочет делать домашнее задание». Какие стандартные фразы родителей, оказавшихся в такой ситуации, приходят вам на ум? «Все делают домашние задания», «ты что, хочешь остаться глупым?», «тебе надо хорошо учиться в школе, чтобы быть успешным в жизни» - или что-то типа того? Как многие уже успели убедится на практике, такое общение едва ли способно решить проблему. Одной из «правильных» фраз в такой ситуации было: «Тебе необходимо выполнить домашнее задание, чтобы лучше понять предмет, который ты изучаешь в школе. Для этого надо проявить терпение и настойчивость. Мы можем вместе поискать информацию о предмете».
Она принципиально отличается от других тремя характеристиками:
И такие фразы можно использовать тогда, когда ребенок чем-то расстроен, не хочет помогать вам или не слушается вас, не может принять решение или столкнулся с трудностями. Безусловно, это далеко не все практические способы применения одной только поддержки автономии, а ведь остается еще две других потребности. Наряду с этим существует несколько современных и эффективных практик общения с детьми. Подробнее почитать о теории самодетерминации в воспитании детей можно в этой статье FAQ Базовые психологические потребности в воспитании ребенка А узнать о практических методиках и многом другом можно на моих мастер-классах «Позитивное родительство». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|