Психологические потребности и воспитание детей

Автор статьи: Денис Зеликсон

«Воспитание ребенка должно учитывать его потребности», - именно такую фразу можно встретить практически во всех книгах, посвященных воспитанию ребенка, а также услышать ее от практикующих психологов.

Психологические потребности и воспитание детейА дальше идет описание того, что очень сильно напоминает пирамиду потребностей Маслоу: сон, безопасность, общение, развитие потенциала и т.д.

И если с физиологическими нуждами еще более или менее понятно, то как быть с психологическими потребностями ребенка – это большой вопрос.

Согласитесь, что в полной мере оценить такую штуку, как потенциал ребенка или способность к самовыражению, не под силу даже профессиональным психологам, не говоря уже об обычных родителях.

А классический совет психолога «дайте ребенку выразить себя» на поверку оказывается трудновыполнимым.

Дать ему возможность полной свободы или как-то ограничить его выбор?

Да и как понять, самовыражается ли он или нет?

А что делать, если ребенок не хочет самовыражаться?

Практичный совет

Получается, что вполне себе дельный совет фактически никак не применим на практике.

Не совсем, если мы отчетливо представляем себе, о каких именно потребностях идет речь.

В отличие от малообоснованной пирамиды Маслоу, теория самодетерминации (Ryan and Deci) за последние 25 лет неоднократно доказала свою состоятельность.

В ее основе лежит представление о наличии трех базовых психологических потребностей, а именно: автономии (способность определять свое поведение и действовать согласно своим целям и ценностям), компетентности (стремление к использованию и развитию своих навыков и умений) и связанности (тяга к общению с другими).

Удовлетворять или нет

С точки зрения теории и ее экспериментальных подтверждений все очень просто.

Если такие потребности ребенка удовлетворяются, то это позволяет ему развиваться, а если потребности удовлетворить не получается, то это приводит к психическим проблемам и медленному развитию.

Другими словами, если дети могу самостоятельно делать выбор, максимально использовать свои навыки и чувствовать недвусмысленную поддержку со стороны родителей, то они становятся счастливее, здоровее и легче усваивают социальные нормы и правила поведения.

Автономия и воспитание

Основное место в этой триаде потребностей занимает автономия.

На практике поддержка автономии ребенка выражается в том, что родители:

  • осознанно слушают своего ребенка
  • интересуются его предпочтениями
  • дают ему возможность самостоятельно делать выбор
  • минимизируют контроль над его действиями в процессе деятельности
  • пытаются понять его эмоциональное состояние

Автономия и общение

Поддержка автономии ребенка, прежде всего, выражается в том, как родители общаются с детьми.

Давайте представим себе следующую ситуацию: «ребенок не хочет делать домашнее задание».

Какие стандартные фразы родителей, оказавшихся в такой ситуации, приходят вам на ум?

«Все делают домашние задания», «ты что, хочешь остаться глупым?», «тебе надо хорошо учиться в школе, чтобы быть успешным в жизни» - или что-то типа того?  

Как многие уже успели убедится на практике, такое общение едва ли способно решить проблему.

Одной из «правильных» фраз в такой ситуации было: «Тебе необходимо выполнить домашнее задание, чтобы лучше понять предмет, который ты изучаешь в школе. Для этого надо проявить терпение и настойчивость. Мы можем вместе поискать информацию о предмете».

Общение по правилам

Она принципиально отличается от других тремя характеристиками:

  • обоснованием требований (понятная причинно-следственная связь)
  • отражением эмоций и перспектив ребенка (переживания, состояния, требования ситуации)
  • поддержкой инициативы ребенка или возможности выбора (способы решения задачи, со-присутствие)

И такие фразы можно использовать тогда, когда ребенок чем-то расстроен, не хочет помогать вам или не слушается вас, не может принять решение или столкнулся с трудностями.

Безусловно, это далеко не все практические способы применения одной только поддержки автономии, а ведь остается еще две других потребности.

Наряду с этим существует несколько современных и эффективных практик общения с детьми.

Подробнее почитать о теории самодетерминации в воспитании детей можно в этой статье FAQ Базовые психологические потребности в воспитании ребенка

А узнать о практических методиках и многом другом можно на моих мастер-классах «Позитивное родительство».  



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Три базовые потребности ребенка и их связь с отношениями
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Краткий обзор как распознать потребности своего ребенка.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Если муж не хочет ребенка … Часть 1
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Что делать, если ребенка обзывают толстым?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Если потребности не удовлетворяются
  • Что делать, если… вы считаете нужным наказать ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь