|
КоучингАвтор статьи: Карцев Антон Викторович
Коучинг, пожалуй, это слово слышали многие люди, но если кого-то спросить, что же оно означает, не каждый сможет дать хоть какое-то определение. Попытаемся немного углубиться в это понятие. Коучинг изначально применялся для тренировки спортсменов и имел вид директивного руководства, ведения спортсмена к конечной цели - победе, через систему спланированного обучения и выявления перспектив. Такая методика давала очень обнадеживающие результаты. И кто-то решил, что было бы разумно применить такой же подход в бизнесе, личностном росте, формировании карьеры, творческих достижений. Современное определение коучинга говорит нам о том, что это - система, позволяющая раскрыть потенциал человека. Помочь ему реализоваться. Выявить скрытые неадаптивные механизмы функционирования и сформировать такую систему поведения, которая позволит максимально эффективно функционировать в действительности. Изначально коучинг строился на когнитивно - поведенческой базе и, пожалуй, до настоящего времени в развитых странах это является основным подходом в коучинге. Почему же это так? Когда мы занимаемся коучингом, мы должны создать структуру, план, четкий рациональный подход к своим возможностям и к окружающей объективной действительности. Это умение воспользоваться, проанализировать, синтезировать данные, оперировать наиболее эффективно фактами, сформировать стройную упорядоченную систему. Всем этим требованиям отвечает когнитивно-поведенческий подход. Это не простой, но наиболее востребованный метод и наиболее эффективный. Это подтверждено множеством исследований. Теперь коснемся для примера нескольких техник когнитивно-поведенческого подхода, применяемых в бизнесе. Возьмем хотя бы основы тайм-менеджмента, которые являются базой КПТ. Приоритеты. Планирование. Хронометраж. Когда мы говорим о приоритетах из когнитивно-поведенчесих методов к нам на помощь приходят: выявление альтернатив, оценка выгод и издержек, которые позволяют нам объективно оценить наличие всех возможных альтернатив, а также оценить то насколько они позитивны или негативны. Бывают случаи, когда выбор неочевиден. В этом случае нам поможет принять решение техника "А вдруг", позволяющая не только оценить выгоды и издержки, процентную вероятность правильности выбора ,но и составить кризисный план на случай неуспешности проекта. Если мы перейдем к планированию, то тут когнитивно-поведенческий подход имеет ряд техник позволяющих объективизировать этот процесс. Допустим, если цель многоуровневая, то нам поможет методика градиента с поэтапным ее достижением. Когнитивное и кризисное планирование позволяет предотвратить аспект неожиданности и сформировать четкую систему достижения цели. На этапе хронометража нам поможет техника составление "распорядка дня", применяющаяся в когнитивно-поведенческом подходе. Бывают случаи, когда объективность далека от нашего понимания. Перед нашим взором оказываются дезадаптивные нерациональные варианты. В этом случае техника "Реатрибуции" позволит нам взглянуть несколько под иным углом на сложившуюся ситуацию. Построение шкал позволят с высокой точностью статистически отобразить и сравнить полученные результаты. Иногда, когда мы сталкиваемся с многоуровневой проблемой, то полезно провести когнитивный анализ, позволяющий выделить истинную природу "вещей" и разбить ситуацию на элементы. Техника работы с необоснованным догадками позволит более реалистично посмотреть в будущее и выделить предпосылки говорящие об ухудшении ситуации или ее стабильности. Следующий подход – реляционный. В КПТ он имеет множество возможностей анализировать потребности и желания людей из бизнес - окружения, видоизменять или оперировать ими в зависимости от наших потребностей. В этом же подходе существуют эффективные методы приятия решений. Поведенческий подход в КПТ позволяет нам управлять поведением подчиненных, формируя желательное поведения и предотвращать нежелательное. Мы обратили наше внимание на небольшую лепту техник, позволяющих улучшить состояние дел в бизнесе. Но абсолютно не рассматривались методики, которые предотвращают реализацию негативных аспектов так называемого "человеческого фактора", а он несомненно и весьма нередко влияет на формирование поведения в бизнесе. Это и работа с обесцениванием, и с негативным восприятием действительности с несправедливыми сравнениями, и сверхобобщениями, обвинением людей , эксцентрической персонализации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|