Общая теория систем и синергетика в групповом анализе

Общая теория систем и синергетика в групповом анализе

 

SUMMARY

В теоретической работе кратко излагаются положения общей теории систем (ОТС) и синергетики. Демонстрируется исходная близость ОТС и основных положений группового анализа (ГА). На основе предлагаемой схемы структурной организации, рассматривается модель ГА-группы как диссипативной системы.  

 

 

1. Введение.

            Интерес к Общей Теории Систем - ОТС (General System Theory - GST) со стороны групповых терапевтов возник в середине 20 века (Durkin H.E, 1983). Это было связано с двумя внешне мало связанными друг с другом процессами, происходившими в это время в науке.

            Первая, широкая группа процессов определила произошедшую в середине ХХ века смену эпистемеолоической парадигмы в точных науках. Толчком к этому послужили открытия в области квантовой физики, физики неравновесных состояний и в теории динамических систем. Сделанные открытия было сложно объяснить в рамках привычного для традиционной науки редукционистского подхода. Это привело к возрождению интереса к идеям холизма, который господствовал в европейском мышлении с древности и до XVII столетия.

Новое направление в своей научной основе наиболее ярко проявилось в быстро развивающихся областях кибернетики, ОТС и тесно связанной с ними синергетики.

Вторая, более узкая группа процессов была связана с рядом практических социальных и экономических задач, возникших перед обществом примерно в это же время. Задачи эти требовали исследования поведения людей, объединенных в группы. В частности, это касалось и групповых форм психотерапии.

Групповая терапия, начиная с работ J. Pratt (Rudestam K.E., 1982), развивалась как авторитарно-дидактическое взаимоотношение терапевта с участниками группы. Однако постепенно для многих специалистов все яснее становились принципиально новые возможности, открывающихся в условиях группы. Они были связаны с переносом фокуса терапевтического процесса с традиционной модели диадного взаимодействия терапевта в группе на использование процессов, происходящих между самими участниками группы. Сложность задачи описания и изучение процессов «групповой динамики» привела к построению различных моделей, в которых терапевтическая группа рассматривалась как некий эпифеномен - единая сложноорганизованная система, «группа-как-целое». Другими словами, изучение и работа с группами все больше стала происходить в русле холистического подхода. Наиболее значимые модели этого типа разрабатывались в исследованиях Lewin, K. (1947, 1948), Foulkes, S.H. (1964, 1975) Ezriel H. (1952, 1973), Bion, W. R. (1961) и др.

Фактически это были попытки использования системных представлений в конкретных условиях работы с группой. Правда, в то время прямая связь между исследованиями групповых процессов и развивающейся ОТС отсутствовала.

Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день ОТС и синергетика являются универсальной гносеологической моделью. Специалисту, получившему подготовку в области психотерапии необходимо понимать и принимать сложности и ограничения, вытекающие из того факта, что

«ОТС является метамоделью, а не моделью групповой терапии как таковой<…> сама по себе ОТС не предоставляет новую теорию групповой терапии или набор готовых техник, но предлагает новый способ рассмотрения клинических событий и надежную базу для новой информации, с которой мы можем построить, если мы пожелаем, более всеобъемлющую модель групповой терапии.» (Х. Дуркин)[1]

 

 

2. ОТС и синергетика. Общие положения

Впервые основные положения ОТС были предложены Людвигом фон Берталанфи в 1937 на семинаре по философии в Чикагском университете. Основной идеей этой концепции явилось признание изоморфизма законов, управляющих функционированием сложных систем. Им же было введены понятия «открытых систем», постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой (L. von Bertalanffy , 1962, 1969). К 50-70-м годам XX-го века был предложен ряд новых подходов к построению ОТС. Общей чертой этих подходов была разработка логико-концептуального и математического аппарата системных исследований (Mesarovic M.D., Takahara Y., 1975). Сегодня ОТС, как впрочем, и появившаяся позднее синергетика, является научной дисциплиной, которая быстро развивается главным образом в сфере естественных наук.

Представляется необходимым хотя бы перечислить основные свойства, которыми, с точки зрения ОТС обладает любая «сложной системы». Эти свойства можно подразделить на три подгруппы.

(А) Свойства, связанные со структурой

  • Целостность. Первичность целого по отношению к частям.
  • Неаддитивность. Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов.
  • Структурность. Возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними
  • Иерархичность. Каждый элемент системы может рассматриваться как систему (подсистему) более низкого уровня. Каждую систему можно рассматривать как элемент более глобальной системы (субсистемы).

(Б) Свойства, связанные с целями и функциями:

  • Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы.
  • Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.
  • Эмерджентность. Цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы.
  • Мультипликативность. И позитивные, и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения.
  • Целенаправленность.
  • Альтернативность путей функционирования и развития.

(В) Свойства, связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой

  • Коммуникативность - существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.
  • Взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды.
  • Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

Синергетика (от греч. συν — «совместно» и греч. εργος — «действующий»), возникла позднее ОТС и фактически является её дальнейшим развитием. Основателем синергетики как науки считается немецкий физик-теоретик Герман Хакен. (H.Haken). В1977 году в своей книге «Синергетика», он ввел определение термина, близкое к современному его пониманию.

Синергетика занимается изучением процессов возникновения, самоорганизации, поддержания устойчивости и распада систем самой различной природы. Область исследований синергетики чётко не определена и вряд ли может быть ограничена, так как её интересы распространяются на все отрасли естествознания, Она еще далека от завершения и единой общепринятой терминологии (в том числе и единого названия всей теории) пока не существует

Имеется несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход. Ведущей из них по праву считается Брюссельская школа И.Пригожина, в которой формулировались первые теоремы (1947 г) и разрабатывался адекватный математический аппарат. Правда, сам И. Пригожин избегал использования термина «синергетика». Полагая его излишне широким, он и его последователи называют разрабатываемую ими методологию «теорией диссипативных структур» (от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») или «неравновесной термодинамикой».

Концепция дис­сипативных структур идет гораздо дальше теории откры­тых систем Л.фон Берталанфи. Она предполагает радикальный пересмотр многих фундаментальных идей, касающихся ОТС. В анализе системы она переносит акцент от устойчивости к неустойчивости, от порядка к неупорядоченности, от равновесия к не­равновесным состояниям, от бытия к становлению.

Ключ к пониманию диссипативных структур лежит в осознании того, что они активно поддерживают себя в состоянии, далеком от равновесия. Система этого рода характеризуется выраженным обменом (энергией, информацией, материей) с окружающей её средой.. При этом они не просто поддерживают, но меняют и даже усложняют свою организацию. Это снижение собственной энтропии происходит за счет за счет увеличения энтропии в окружающей среде. Например, жи­вые организмы забирают упорядоченные структуры (пищу) из окружа­ющей среды, используют их как ресурсы для своих метаболических про­цессов и рассеивают их как структуры низшего порядка (отходы). При этом общая энтропия продолжает возрастать в соответствии со вторым законом термодинамики.

Это новое представление о порядке и беспорядке радикально пере­ворачивает традиционные научные понятия. В классическом пони­мании порядок эквивалентен равновесию, как, например, в кристал­лах и других статических структурах, а беспорядок – хаосу неравновесных состояний, например в структурах, подобных вихрю. Синергетика показывает, что неравновесное состояние - это источник порядка. Турбулентные потоки воды и воздуха, выглядя хаотическими, на самом деле обладают высокой организацией и сложными паттернами. В живых системах порядок, возникающий из неравновесных состояний, еще более очевиден.

Важное открытие синергетики связано с исследованием изменения и развития сложных систем при условии нахождения их вдали от точки своего равновесия. При определенных условиях в таких системах возникают качественные («катастрофические») изменения. В результате система в целом приобретает новые свойства, усложняет свою организацию...

«Драма­тические события, где спонтанно возникает порядок и разворачивается скрытая ранее сложность, представляют, вероятно, самый интригую­щий и замечательный аспект теории диссипативных структур» (И. Пригожин).

Области неустойчивости системы, в которых происходят такого рода изменения называются бифуркациями,. Другими словами, точка бифуркации - это порог устойчивости, где диссипативная структура может перейти к одному из не­скольких новых состояний порядка – называемых аттракторами. Показано, что путь развития, которым последует система в точке бифуркации, зависит от предыдущей истории системы. С другой стороны, в точке бифуркации диссипативная структура также проявляет ис­ключительную чувствительность к малейшим флюктуациям в окружа­ющей среде. Незначительное случайное отклонение, часто называемое «шумом», может определить выбор направления развития системы. Поскольку все живые системы существуют в непрерывно флюктуирующей среде и поскольку невозможно узнать, какое отклонение произойдет в точке бифуркации в «тот самый» момент, предсказать будущее на­правление развития системы не представляется возможным. Таким образом, самоорганизация, спонтанное возникнове­ние порядка, служит результатом комплексного эффекта неравновесия, необратимости, циклов обратной связи и неустойчивости.

3. ОТС как изначальная основа ГА

            Судя по приведенным в работе H. Durkin (Durkin H.E., 1983) данным, Фоулкс был первый из групповых терапевтов, использовавшим холистическим подходом применительно к терапевтической группе. Вероятно, идеи такого подхода сформировались у него значительно раньше, чем в 1941 году, когда он собрал свою первую терапевтическую группу. Можно полагать, что двухлетняя стажировка в качестве ассистента у выдающегося немецкого невролога и психиатра Курта Гольдштейна (Kurt Goldstein), использовавшего холистические идеи гештальт-психологии, оказала решающее влияние на формирование системного мышления Фоулкса. Значительно позднее Фоулкс изоморфно использует его представления, формулируя свою концепцию о человеке, как узловой точке в сети коммуникаций.

Социальную матрицу можно понимать как сеть в том же смысле, в каком мозг представляет собой сеть волокон и клеток, вместе образующих сложное единство. (Foulkes, S.H. and Anthony, 1965). Внутри этой сети отдельный человек понимается как узловая точка. (Foulkes, S.H , 1964)

 

Идея «всеобщей групповой матрицы» как сети коммуникаций становится «краеугольным камнем» (Foulkes, S.H. and Anthony 1965) групп-аналитического подхода. Фоулкс выделял три вида матриц (Foulkes, S.H. 1973, 1975). Первая – «персональная матрица» - психика отдельного человека как комплекс взаимодействующих в ней процессов. Второй вид – «динамическая матрица» - то, в чем вся группа непосредственно принимает участие и что Фоулкс называет «театр действия постоянно происходящих изменений». И третий вид – «матрица основания» – система, «базирующаяся на биологических свойствах людей и на прочно внедренных культурой ценностях и реакцих»

Описывая процессы, характерные для группы в целом как единой системы, Фоулкс классифицируя их качественно (отзеркаливание, резонанс, конденсирование ) и ранжирует по «глубине» (социальный уровень, уровень переносов, «микросфера» и архитипический уровень. (Foulkes, S.H , 1964).

Другой знаменитый теоретик психоаналитических групп – У. Бион (W. Bion) также рассматривал группу как функционирующее единое целое. Описывая групповые процессы, он выдвинул представление о «групповом мышлении» (Bion, W. R. 1961, Grinberg L., Sor D., Tabak de Blanchedi, 1977) как состоянии, охватывающем всю группу в целом, зачастую помимо осознанного желания отдельных её участников. Бион описал четыре типа такого «мышления». Один тип был назван «рабочей группой», три других были отнесены к группам «базовых допущений» (basic assumptions).

Таким образом, можно утверждать, что с первых лет существования группанализа, основные его положения фактически принадлежали к ОТС. Группа рассматривается как открытая динамическая система, обладающая качествами целостности, неаддитивности, коммуникативности, иерархичности, эмерджентности и т.д. «Базовые допущения» фактически являются описанием аттракторов, формирующих устойчивые состояния группы как диссипативной структуры в ситуациях, связанных с нарушением равновесного состояния.

 

4. ГА-группа как разновидность сложной системы.

            Группа, рассматриваемая с системной точки зрения как «объект-система» (Урманцев Ю.А., 1988), по мнению Фоулкса является «более фундаментальной единицей, чем индивидуальность» (Foulkes, S.H. and Anthony, 1965) С точки зрения ОТС, группа   должна обладать «достаточно сложной» структурой и состоять из отдельных элементов, взаимодействующих друг с другом.

Фундаментальным свойством любой системы является наличие границ. Исследованию границ как одного из системных факторов, регулирующих работу терапевтической группы, посвящен ряд исследований (Skinner R., 1976; Durkin H. E 1983).

В ГА-группе можно выделить три основных типа границ.

  • «Внешняя граница» группы. Она отделяет группу от «окружающей среды», определяя идентичность группы как системы. Эта граница образуют не только физическое пространство группы. Прежде всего, она определяет психическое пространство – «динамическую матрицу группы» (Foulkes, S.H. 1975) , внутри которого протекают собственно групповые процессы.
  • «Внешняя граница» отдельного участника границей. Она отделяют в группе каждого участника от других, определяя его индивидуальное своеобразие, его физическую и психологическую идентичность. Она очерчивает психическое пространство индивидуума, которое Фоулкс называл «персональной матрицей» (Foulkes, S.H. 1975) .
  • «Внутренние границами» отдельного участника группы. Эти границы структурируют психическое пространство индивидуума и не имеют физической размерности. Характер этих границ определяется используемой концепцией организации психической деятельности человека. В рамках психоаналитической парадигмы можно говорить о границе между субъективной и объективной реальностью, сознательным и бессознательным, о границах между «Я-репрезентацией» и «Объект-репрезетациями» или между СУПЕРЭГО, ЭГО и ИД.

 

Рассматриваемая система границ организует иерархическую структуру вложенных друг в друга «объект-систем»: социум – группа – участники группы – структурные элементы психики (Skinner R., 1976).

Важно отметить, что, в отличие от большинства рассматриваемых в ОТС сложных систем, основное значение в работе ГА-группы имеют процессы, связанные с информационными потоками, проходящими не через «внешнюю границу группы», а через «внешнюю границу участников» и их «внутренние» границы. Это связано с принципиальным различием собственных характеристик элементов составляющих физические или физико -химические системы (обычный объект исследования ОТС) от «элементов», составляющих группу людей. Речь идет о том, что наличие психики, собственных внутренне обусловленных мотивов поведения выступает как «внешнее условие нового типа, определяющее динамику наряду с внешней средой»   (Nicolis G,. Prigogine I ,1989). .

Исследованию групповых процессов – так называемой «групповой динамике» (group dynamics) посвящено множество работ. В частности, для специфической ситуации ГА-групп предложны описание таких системных процессов, как отзеркаливание (mirroring), резонанс, конденсирование (condensing), обменивание (exchanging), фокусирование (focusing) (Foulkes, S.H. 1964); групповая культура и групповое мышление, контейнирование (containing) (Bion, W. R. 1961), и пр. Эти понятия, хотя и сформулированы вне парадигмы ОТС, не вступают с ней в противоречие и могут быть переформатированы в её понятиях. Однако, более продуктивным представляется обратное движение – от детально разработанных общих положений ОТС к реальности теории и практике работы с группами. Работы Durkin H.E (1983) Agazarian Y (1997) дают образец плодотворности такого похода в групповой психоаналитической психотерапии.

Одним из таких перспективных и мало разработанных направлений является изучение возможности применении подходов синергетики и теории диссипативных систем к пониманию процессов самоорганизации и формированию новых устойчивых паттернов «конфигурации группы» (De Mare P.B, 1972).

 

На рисунке представлена упрощенная схема структуры группы как системы

 Общая теория систем и синергетика в групповом анализе

 

Видно, что структуре «персональной матрицы» участника выделены три области. Это область «репрезентации группы», область «Я-репрезентации» и область «объектных отношений». Каждая из них имеет отличную от других системную организацию, то есть является подсистемой в системе   «персональной матрицы».

Первая система – «репрезентация группы» - ответственна за восприятия «реальности», в данном случае – конвенциональной реальности группы. Система «объектных отношений» связана с набором вариантов устойчивых структур памяти, сформированных в результате взаимодействия со значимыми фигурами прошлого, в основном - раннего социального окружения. Третья - система «Я-репрезетации» - входит как составляющий элемент в обе структуры, рассмотренные выше.  

Используя предложенную схему структурной организации группы, можно построить модели процессов, происходящих в «динамической матрицы» группы и составляющих её подсистем «персональных матриц»

Рассмотрим информационные потоки, проходящие через границы в двух областях «персональной матрицы».

Первая область - это «внешняя граница» участника. Через неё в подсистему «репрезентации группы» проходят два взаимосвязанных потока информации. Входной поток - «input» - содержит информацию о текущей конфигурации группы. Выходящий поток - «output» - зависит от структуры и процессов, происходящих внутри подсистемы «репрезентации группы». Он проявляется в реальности группы в виде вербального и невербального поведения участника. Другими словами, «input» повышает изоморфизм системы «репрезентации группы» со структурой «объективной реальности». «Output» воздействует на «объективную реальность» группы, приближая её к субъективным представлениям участника.

Вторая интересующая нас область - это «внутренняя граница» участника группы в районе, разделяющая подсистему «репрезентации группы» и подсистему «объектных отношений». Существующий здесь информационный круговорот аналогичным способом определяет степень изоморфности этих двух подсистем. Другими словами, работа этой петли обратной связи будет определять и определяться степенью сходства между имеющимся у субъекта прошлым опытом пребывания в отношениях со значимыми объектами и опытом пребывания в данной конкретной группе, в текущей групповой ситуации.

Таким образом, на рассматриваемой модели группа предстает как диссипативная система. Составляющие её элементы - «персональные матрицы» участников – также являются диссипативными подсистемами. В результате работы описанных двух петель обратной связи параметры конфигурации «динамической матрицы» группы и «персональных матриц» нелинейно колеблются вокруг некой точки неустойчивого равновесия, являющейся аттрактором (Nicolis G,. Prigogine I, 1989). Устойчивость группы в области аттрактора будет определяться разными факторами. Более того, в области разных аттракторов констелляция этих факторов может быть разной. Тем не менее, общими факторами для всех ситуаций, вероятно, можно считать:

  • конкретный характер строения подсистемы «объектных отношений» у участников группы;
  • степень различия - схожести (изоморфизм) подсистем «объектных отношений» участников группы («композиция» группы) и «динамической матрицы» группы;
  • представление об «идеальной конфигурации группы» у единственного исключительного участника группы – дирижера. Эти представления будут определять характер его целенаправленных «регулирующих воздействий» на группу;

Представляется, что даже такая, предельно упрощенная системная модель групповых процессов позволяют описать большинство известные из психоаналитической и группаналитической парадигмы понятий (перенос, сопротивление, проекция и проективная идентификация, резонанс, фокусировка, базовые допущения, стадии развития, и т.д.).

К примеру, согласно теории диссипативных структур, одним из механизмов смены аттрактора является спонтанная флуктуация параметров системы.(Nicolis G,. Prigogine I.,1989). Если в ситуации группы отклонение параметров текущей конфигурации «динамической матрицы» превысит некое пороговое значение, то она начнет восприниматься участниками как новая конфигурация. Тогда важным фактором станет степень изоморфизма этой нарождающейся новой конфигурации с одним из вариантов устойчивых паттернов из подсистемы «объектных отношений» одного или нескольких участников. В случае превышении некоторого порога этого сходства, описанные выше информационные петли качественно изменят свои характеристики. В частности, характер обеспечиваемой ими обратной связи сменится с отрицательного (стабилизирующего текущее неравновесное состояние группы) на положительный. Это в свою очередь увеличит амплитуду колебаний параметров «динамической матрицы» вокруг аттрактора. В случае изоморфизма подсистем «объектных отношений» у некоторого числа участников, нестабильность группы как системы начнет возрастать по «катастрофическому сценарию». Нарастания хаоса в «динамической матрице» в конце концов приведет к тому, что система «покинет» предшествующий аттрактор и перейдет в новое состояние, где стабилизируется до следующей значимой флуктуации.

Иллюстрация.

Групп-аналитическая группа из 7 участников работает уже более 4 лет. За несколько часов перед одной из сессий одна из участниц – N – сообщает дирижеру по телефону, что опоздает на 20 -30 минут. Причины она не объясняет. В самом начале группы дирижер, отвечая на тревожный вопрос: «а где N?», сообщает об этом звонке. Через 15-20 минут дирижер, опираясь в начале на свой контрперенос, понимает, что всю группу постепенно наполняет радостное, приподнятое, «солнечное» настроение. Это состояние все отчетливее проявляется в невербальном и вербальном поведения участников. Когда на 35-й минуте в группу входит N, все приветствуют её, ясно давая понять, что рады её приходу. Группа продолжается в том же ключе. N, в момент прихода улыбавшаяся на приветствия группы, не проявляет обычной для неё активности, много молчит, неподвижно сидя в кресле.. Постепенно атмосфера групп начинает меняться. Один из участников говорит о несчастном случае с пешеходом, свидетелем которого он стал по дороге на группу. Через некоторое время кто-то начинает рассказывать про заболевшего родственника. Новая тема все отчетливее звучит в группе. Говорится о смерти близких, болезни домашних животных, бессердечие и мздоимстве врачей. Атмосфера в группе сгущается. Она воспринимается как давящая, душная, мрачная, безысходная. Дирижер говорит: «Мне кажется, что сейчас в группе атмосфера отличается от той, которая была в начале». Один из участников сразу же реагирует, говоря о своем чувстве, как будто его засыпали землей, похоронили. N начинает тихо всхлипывать, затем плакать. На участливый вопрос группы «что с ней случилось» N рассказывает, что несколько дней назад у неё умер близкий человек, а она опоздала на группу из-за участия в его похоронах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Agazarian Y.(1977) Systems-centered therapy for groups‎ 1997, Guilford Press N-Y Rep.2004, Karnac Ltd London

 Bertalanffy L. von (1962), General System Theory - A Critical Review. / In: «General Systems», vol. VII, 1962, p. 1—20

 Bertalanffy L. von (1969). Берталанфи Л Общая теория систем: Обзор проблем и результа­тов // Системные исследования. М., 1969.

Bion, W. R. 1961. Experiences in Groups: And Other Papers. Tavistock. 1961. Reprinted, 1989 Routledge.

 De Mare P. B. Perspectives in Group Psychotherapy. Perspectives in Group Psychotherapy Allen & Unwin 1972

 Durkin H. E (1983). Some contributions of general systems theory to psychoanalytic group psychotherapy: chapter 5, pp.76-97 / In: Pines M, Ed. The Evolution of Group Analysis, 1983, Routledge and Kegan Paul, London.

 Ezriel H (1952) Notes on psychoanalytic group therapy II: interpretation and research/ Psychiatry v.15, 1952, p.119-126

 Ezriel H (1973) Psychoanalytic group therapy. / In: Wolberg I.R., Schwaz E.K. (eds) Group Therapy 1973, An Overview. N-Y, Stratton Intercontinental Medical Books Corp.

Foulkes, S.H (1964). Therapeutic Group Analysis. London: Allen and Unwin. Reprinted 1984. London: Karnac.

Foulkes, S.H. (1973) The Group as Matrix of the Individual's Mental Life/ / In: Wolberg L.R. and Schwartz E.K. (eds), Group Therapy. New York: International Medical Book Corp.

Foulkes, S.H. (1975) Group-Analytic Psychotherapy. London: Gordon and Breach. Reprinted 1986. London: Karnac.

Foulkes, S.H. and Anthony (1965): Foulkes, S.H. and Anthony, E.J. Group Psychotherapy: The Psychoanalytic Approach.

Hyde K. (1988) Analytic Group psychotherapies. / In: Group Therapy in Britain. Ed. M. Aveline and W. Dryden. Philadelphia: Open University Press 1988 P.346

 

Lewin, K. (1948) Resolving Social Conflicts: Selected Papers on Group Dynamics. New York: Harper & Row.

 

Mesarovic M.D., Takahara Y. (1975) General Systems Theory: mathematical foundations. N-Y, San Francisco, London: Academic Press, 1975 (Месарович М., Такахара Я., Общая теория систем: математические основы. - М.: Мир, 1978, С.316 )

.Nicolis G,. Prigogine I (1989). Exploring Complexity. An Introduction. 1989 (Николис Г, Пригожин И., Познание сложного: Введение. Пер. с англ. Изд. 3-е, доп. – М., Из-во ЛКИ, 2008, С. 340)

 

Skinner R (1976) One flesh, separate persons: principles of family and marital / Constable, 1976

 

 

 

 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Интервизорские группы: основные черты. Intervision group: main features.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Как устроены гештальт-группы. Немного теории.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Основные группы заболеваний.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Интервизорские группы: основные черты.
  • Правила терапевтической группы
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь