|
всемогущий контрольАвтор статьи: Лиманова Валентина Сергеевна
Способность контролировать присуща каждому человеку. Люди могут котролировать свои потребности (например сдержевать чувства голода, когда нет возможности его удовлетворить), контролировать свои эмоции. В норме контроль необходим для саморегуляции человека. Ж. Пиаже считал, что контроль формируется в раннем возрасте. Когда ребенок рождается, мать удовлетворяет все его потребности по первому требованию (крику). В реальности ребенка он контролирует мир. Взрослея, ребёнок постепенно разочаровывается в этом своём представлении, сначала переходя к фантазии о всемогуществе своих родителей (примитивная идеализация), а потом и к адекватному восприятию возможностей людей, но некоторая здоровая часть ощущения всемогущества сохраняется, поддерживая в человеке ощущение способности влиять на свою жизнь. Ощущения того, что человек в состоянии контролировать свою жизнь дает состояния защищенности. В психологии есть понятие всемогущего контроля- это психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является ощущение человеком ответственности за всё вокруг и чувство вины, возникающее если что-либо выходит из-под его контроля. Как правило, всемогущий контроль проявляется не только в стремлении проконтролировать окружающих, но и в суевериях, магическом мышлении, всевозможных ритуалов. Эти действия создают впечатление способности контролировать ситуацию там, где в реальности контроля нет. Тем самым человек чувствует себя более защищенным от непредсказуемости внешней среды. С другой стороны, когда все таки что- то идёт не по плану и не поддаётся контролю человек необоснованно чувствует себя виноватым. Как маленький ребёнок может винить себя за то, что злился на свою мать и поэтому она заболела. Эта и есть деструктивная сторона этого защитного механизма. Когда ребёнок первый раз в своей жизни сталкивается с каким -либо травматическим событием, которое он не в силах контролировать, включается данный защитный механизм. Он помогает ребёнку пережить травму, вернуть себе ощущение защищенности, стабильности, снова почувствовать землю под ногами. Если рядом есть взрослый, который способен поддержать ребёнка, побыть ему опорой на данном этапе, обьяснить, что в действительности есть такие вещи, которые не поддаются контролированию и бывает так, что они случаются, но их можно пережить. Тогда вырастая, человек не склоннен контролировать. Но к сожалению таких примеров очень мало.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|