|
"Система факторов сложных жизненных ситуаций"; Е.В. ГришунинаАвтор статьи: Гришунина Елена Владимировна
УДК: 159.92; 159.922; 159.923; 159.9.01, 159.9.019, 159.9.016, 159.9.016.2, 316.6, 316.4 Система факторов сложных жизненных ситуаций: теоретико-методологическая модель Гришунина Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606, [email protected]
Журнал "Акмеология" №2 2015г. http://elibrary.ru/item.asp?id=23485438
АННОТАЦИЯ В статье представлена теоретико-методологическая модель факторов сложных жизненных ситуаций. Показано, что комплексный акмеологический подход к данной теме позволяет интегрировать данные различных наук с целью построения системного подхода к сложным ситуациям. Представляемая в данной статье теоретико-методологическая модель факторов сложности жизненных ситуаций основана на интеграции трех измерений данных факторов: 1) локализация фактора (внешнее-внутреннее); 2) форма фактора (материальная-духовная); 3) степень влияния субъекта на данный фактор (объективный-субъективный).
Ключевые слова: сложная жизненная ситуация, материальные и духовные, объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы.
В акмеологических исследованиях активно изучаются факторы возникновения сложности в профессиональной деятельности человека. [9] В современных акмеологических исследованиях показано, что более половины управленческих ситуаций можно отнести к классу напряженных [17; 28; 33]. Обоснованием отнесения управленческой деятельности к осуществляемым в особых условиях служит наличие следующих явлений и процессов: 1) отсутствие экономической модели (идеала) России и ближайшего будущего; 2) постоянные нововведения; 3) конфликты; 4) отсутствие устойчивой социальной поддержки; и другие аспекты управленческой деятельности [24]. Отмечается, что руководители стремятся наиболее эффективно выполнить профессиональную деятельность, однако, объективно складывающиеся условия выступают в качестве экстремальных факторов и приводят к невозможности осуществить это стремление. [33] В исследовании Чирковской Е.Г. показано, что особые требования к личности руководителя предъявляет инновационная деятельность, которая в своих следствиях имеет личностно-профессиональный рост руководителя. [34 Профессиональная деятельность кадров управления в чрезвычайных ситуациях характеризуется следующими основными признаками, которые можно отнести к ситуационным: 1) неопределенность ситуации 2) высокая ответственность лиц, принимающих решения 3) высокая вероятность возникновения непредвиденных событий 4) внезапность возникновения ситуации. [21] Анализ акмеологических работ позволяет выделить объективные условия труда пожарных, полицейских, налоговых инспекторов, военных. [3; 12; 14; 25] Так, в диссертации Бруя Ю.В. определены основные трудности воинского труда: 1) усложняющиеся задачи 2) недостаточная обеспеченность армии и сил флота 3) низкий социальный статус военнослужащего, невостребованность специалистов 4) недостаточный уровень его подготовленности к решению тех или иных задач 5) отсутствие достаточной социально-психологической помощи военнослужащим. [4] В работах, касающихся конкретных сложных ситуаций выявлены факторы сложности ситуаций безработицы, миграции и др. [7; 8; 20; 23] Необходимо отметить, что факторы сложности достаточно глубоко изучены в акмеологии, однако не систематизированы, они представляют собой каждый раз новый конкретный набор, не вписанный в общую системную модель. Таким образом, назрела необходимость создания такой модели. Представляемая в данной статье теоретико-методологическая модель факторов сложности жизненных ситуаций основана на интеграции трех измерений данных факторов: 1) локализация фактора (внешнее-внутреннее); 2) форма фактора (материальная-духовная); 3) степень влияния субъекта на данный фактор (объективный-субъективный). Подчеркнем, что разделение на внешнее-внутреннее, материальное-духовное и объективное-субъективное достаточно условно, имеет своей целью структурирование научного анализа и имеет множество взаимопереходов. Отметим, что представляемая модель факторов возникновения сложности в человеческой жизни является акмеологической по своей сущности и генетическим принципам, так как основана на принципах акмеологии, однако мы выделяем и собственно акмеологические детерминанты возникновения сложного в жизни человека. Рассмотрим факторы внешнего мира, принадлежащие к подсистеме «жизнь». Здесь мы выделим объективные факторы материального порядка. Это физические, химические, биологические детерминанты и их различные соединения – в общем плане их можно обозначить как экологические. Фактически для человека эти факторы являются условиями, так как влияние конкретного человека на эти явления минимально, однако и для сохранения прозрачности разрабатываемой модели факторов сложных жизненных ситуаций и, учитывая, что человек в сообществе с другими уже может влиять на факторы внешней среды достаточно сильно (так, производственная деятельность влияет на экологию, на изменение климата и пр.) мы здесь относим эти условия именно к факторам. Тем более, что с точки зрения самой сложности – экологические условия протекания ситуаций действительно являются не просто обстоятельствами, фоном, но и факторами собственно этой сложности –экология влияет на социальные ситуации, миграцию, здоровье людей и пр. [6] На какого же рода сложные жизненные ситуации влияют внешние объективные физические факторы? Это ситуации землетрясения, наводнений, вообще стихийных бедствий, магнитных бурь, влияния Солнца и Луны, звезд и метеоритов, экстремумы температуры воздуха и воды и т.д. Среди внешних объективно-субъективных факторов духовного порядка - социальные факторы (политические, экономические, религиозные, юридические и т.д.), психологические (когнитивные структуры, эмоции и поведение других людей) и их пересечения. К внешним объективно-субъективным факторам социального порядка (духовным) относятся особенности современного этапа развития общества, параметры конкретной исторической действительности. В общем плане их можно обозначить как культурно-исторические по содержанию. В истории и глобалистике показано, что социальная структура постоянно усложняется, причем каждый скачок усложнения связан с антропогенным кризисом. [22] Таким образом, сложность сопровождает развитие общества, и кризис как фазовый переход является условием развития социальных отношений. Экономика, право, политические науки, социальная философия, социология, политическая психология и акмеология и другие науки занимаются исследованиями в области влияния различных аспектов социальных отношений между людьми на многие компоненты внутренней жизни конкретного человека, в том числе и на духовность. [18] В этих направлениях роль «падчерицы» отведена как раз физико-химическим и биологическим процессам, хотя если бы мы знали масштабы влияния ежедневных телевыпусков новостных передач на кровяное давление телезрителей, возможно, человеческое сообщество приняло бы определенные решения относительно выявленных фактов. Здесь ситуациями кульминации развития сложности являются экономические и политические кризисы, совершение преступлений, правонарушения. На уровне конкретного социальные объективно-субъективные внешние факторы возникновения сложных жизненных ситуаций можно выделить следующие: 1) экономические - ограниченность ресурсов и др. 2) политические - наличие различных интересов у различных социальных групп 3) технические – огромная скорость развития технологий 4) дискурсные – закрепление за определенным набором ситуаций негативно окрашенных дескрипторов, которые сами по себе настраивают человека на напряженный стиль взаимодействия со средой (стресс, конфликт, кризис, бой, деструкция, деформация и пр.) 5) информационные – главенствующая роль информационного фактора в постиндустриальном обществе и при этом валообразно нарастающий объем информации; 6) психологические, подразделяемые на когнитивные (например, недостаточно полное осознавание ситуации группой или этносом), личностные (недостаточность мотивации к достижениям или низкий уровень саморегуляции как характеристики национального характера) и межличностные (принципиальная недостижимость полного понимания людей друг другом) и др.; 7) акмеологические - наличие карьерных кризисов, закономерности функционирования акмеологической среды, особенности возраста, а также противоречия в развитии компонентов готовности к деятельности; 8) пространственно-временные факторы (ускоряющиеся темпы, дефицит времени, внезапность, структура городской среды, архитектуры, экологии и т.д.); 9) правовые – противоречия между стремлением к справедливости и ограниченностью способов это достичь; 10) религиозные – например, негативное отношение религии к некоторым профессиям или к брачным союзам людей; 11) этические – противоречие между возрастающими повсеместно требованиями к результату, его качеству, скорости достижения и необходимостью учитывать экологию внутреннего мира окружающих людей и еще ряд других. Особо следует выделить в постиндустриальном информационном обществе семиотические факторы – опосредованность мышления, коммуникации и в целом становления и развития личности (ориентирования в мире, экзистенции и трансценденции) знаковыми системами, энтропийными по своей природе (знак более информационно насыщен, чем предмет или действие), наличие знаков (слов) и символов (например, кладбищенских), фиксирующих наличие в опыте человечества переживаний сложных ситуаций. Наш интерес к семиотическим факторам сложности обусловлен тем, что в психологии они недостаточно изучены, а между тем представляют собой сплав культурных и коммуникационных компонентов. [16] Также важен для нас оказался тот факт, что знаковые системы – энтропийны по своей природе, очень информационно насыщенны, а энтропия в свою очередь синергетическим критерием сложности. У человека два потока изменения уровня сложности – внешняя необходимость и внутренняя. Поэтому человек может получать импульсы сложности как извне, так и изнутри, из требований своей самости. Перейдем ко второму компоненту системы «человек-жизнь» - к самому внутреннему миру человека. Здесь выделим внутренние материальные объективные факторы – это, прежде всего, генетические коды человека и наличие у человека данностей. Данностями Ясперс называет, прежде всего, пол, расу, конституцию, социальное положение родителей – то, что влияет на тот тип сложных жизненных ситуаций, в которые попадет человек. [34] Например, пол определяет то, что мужчина никогда не попадет в ситуацию родов, однако мужчина может, например, умереть и мучиться за идею, перейти грань инстинкта самосохранения, а женщина не так заинтересована в мире, в его идеях и развитии, чтобы жертвовать всем. [11] Мужчина не будет бояться родов, но всегда будет бояться уколов самолюбия (нарциссическое самолюбие), а женщина всегда будет бояться разрушения, но не будет бояться обвинений в безыдейности. [11] Затем в представляемой здесь модели факторов сложных жизненных ситуаций следуют внутренние материальные объективно-субъективные факторы (физико-анатомические, химические, физиологические), на которые частично человек может влиять путем здоровьесберегающих технологий – спортивных нагрузок, рационального питания, осознания смыслообразующих жизненных ценностей и пр. [13] К классу внутренних объективно-субъективных духовных факторов относятся социальные (характеристики деятельности, роли человека в многообразных группах, в которые он вступает и пр.), психологические (когнитивно-эмоциональный конструкт ситуации, личностные диспозиции, мотивы и здесь же бессознательные тенденции и пр.). и акмеолого-духовные. Поясним, что отнести характеристики когнитивно-эмоционального конструкта ситуации к объективным факторам невозможно, так как в любом восприятии присутствует характеристика незеркальности, необъективности. Однако же и полностью субъективным такой образ назвать нельзя – ведь он формируется на основе реальности (отрыв от реальности – за гранью нормы, и это здесь не обсуждается). Учеными, которые проводят исследования на стыке синергетики и психологии, основными психологическими факторами, провоцирующими возникновение сложных социальных ситуаций, называются эмоциональная амбивалентность людей, составляющих общество (потребность человека испытывать весь спектр эмоций) и интеллект (в первую очередь, опосредованность мышления знаками и когнитивная сложность). [22] Выявлено, что когнитивная сложность «…является относительно устойчивой характеристикой индивида и группы (культуры и субкультуры). Замечено, например, что субъект, обладающий высокой когнитивной сложностью, столкнувшись с диссонантной информацией… склонен к разрушению стереотипа и созданию объемного образа, тогда как у когнитивно простого субъекта в аналогичной ситуации стереотип не разрушается, а только меняет модальность на противоположную: безусловно позитивное становится негативным и наоборот». [22, с. 290-291] Бессознательные же тенденции тоже занимают пограничное положение между объективностью и субъективностью, но здесь объективной реальностью выступает биологическая среда, которая является субстратом порождения бессознательных идей, влечений, комплексов и пр. Причем, в данном случае они являются образованиями коллективного бессознательного. Итак, к объективно-субъективным психологическим факторам относятся: эмоциональная амбивалентность, как стремление испытывать весь спектр эмоций, наличие мира непроизвольного (инстинктивного, неосознаваемого), избирательность восприятия, активность субъекта деятельности и жизненного пути, незеркальность когнитивно-эмоционального конструкта ситуации, личностные диспозиции, мотивы и бессознательные тенденции. Акмеолого-духовные факторы возникновения сложных жизненных ситуаций тоже являются объективно-субъективными. К ним мы относим следующие аспекты жизни человека: 1) взаимодействие человека и мира приводит к столкновению - чем больше человек влияет на мир, тем больше мир влияет на человека, что и проявляется в сложности; 2) временность человеческого существования предполагает принципиальную незавершенность проекта человеческой жизни (его экзистенции и трансценденции); 3) противоречие между духовностью и телесностью; 4) наличие модуса идеального в развития человека и принципиальная непознаваемость мира идеального; 5) синергетический фактор – наличие процессов обмена ресурсами и информацией в системах «человек-мир», «человек-личная жизнь», «человек-професия», а как следствие - высокая вероятность возникновения неустойчивости системы, нерегулярных мод; 6) особенности человеческого мышления, основной задачей которого является поиск и разрешение антиномий (противоречий); 7) наличие свободы и воли человека как онтологических составляющих ландшафта человеческого бытия (свобода и воля может проявляться только в выборе, предполагающем противоречия, антиномии, а, следовательно, энтропию); 8) наличие самосознания, основной функцией которого является самопонимание; 9) необходимость экзистировать (искать смысл жизни) и трансцендировать (встраиваться во всеобщность); 10) принципиальная невозможность быть только и постоянно в понимающей интерсубъективности; 11) потребность субъекта в творчестве, инновационной деятельности, то есть в реализации акмеологического потенциала; 12) акме-мотивация, выражающаяся в стремлении человека осуществлять восходящий вектор развития к самости; 13) возрастные особенности развития; 14) характеристики акмеологической среды. Исследования характеристик акмеологической среды относятся к новейшим разработкам акмеологии. [27] К внутренним субъективным духовным факторам мы относим психологические (состояния, настроение, интересы, эмоции и т.д.) и акмеолого-духовные факторы (нравственные убеждения человека, смысложизненные ориентации, особенности жизненного пути субъекта, в частности опыт преодоления различных сложных личных и профессиональных ситуаций и т.д.) В некоторых сложных ситуациях уникальность человека смыкается с безумием, человек ищет объяснения, почему же такая «мелочь» (с точки зрения других!) сводит его с ума. Эти ситуации сталкивают человека с его эмоциями (тревогой, страхом), с бессознательным, с его автоматизмами, где-то и с уникальностью, а в какой-то мере с неадекватностью, с безумием. Неслучайно внешний наблюдатель может назвать человека «странным, неадекватным», а иногда и «сумасшедшим», если он видит сильные переживания человека в ситуациях: «сегодня не позвонил мой парень», «закончился хлеб в доме», «ненавижу мыть полы», «боюсь пчел», «тревожусь перед выступлением», «нет денег на шубу» и т.д. Поэтому понятия, анализируемые в контексте субъективных факторов сложности жизненных ситуаций – это различного рода бессознательные тенденции (выражаемые, например, в сновидениях). В этом же ракурсе можно присоединить и взгляды Лакана. [19] И тогда личность и ситуация – это аналог взаимодействия «личность» и «Другой», я и не-я, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, что по Лакану тождественно ситуации «скручивания», когда становится в какой-то момент непонятно, где я и что-то другое (то ли это мои патологические комплексы, то ли это прорыв высшего начала). Таким образом, субъективные факторы фактически определяются индивидуальными особенностями, уникальностью жизненного опыта.
Отметим, что все факторы могут быть взаимосвязаны друг с другом, однако в сфере человеческой практики накоплен различный по обширности и глубине материал относительно конкретных взаимосвязей. Так, влияние погоды на физическое самочувствие человека изучается довольно активно, а обратное влияние фактически даже не предполагается. Однако мы предполагаем, что материя и дух внешнего мира (подсистема «жизнь») влияют на материю и дух самого человека, одновременно по законам обратной связи и взаимодействия частей одной системы материя и дух мира (жизнь) испытывает влияние материи и духа человека. Итак, мы показали, что сложность многофакторна, причем часть факторов в общественной практике хорошо изучена и осознанна человечеством, а другая часть остается в тени.
ЛИТЕРАТУРА [1] Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика постижения сложного //Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы / Под ред. В.И. Аршинова, И.Н. Трофимовой, В.М. Шендяпина. – М.: «Когито-Центр», 2004 [2] Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 [3] Богатырев И.Д. Акмеологические особенности ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов / Акмеология. №4. 2013, с. 34-38 [4] Бруй Ю.В. Акмеологические условия продуктивно психологической помощи кризисной личности военнослужащего. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 2004 [5] Васюта Г. Г. Факторы стресса государственных служащих и пути его преодоления. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 1998 [6] Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества / Акмеология. №3(35). 2010, с. 28-32 [7] Гришунина Е.В. Когнитивно-эмоциональная структура переживаний сложных жизненных ситуаций (на примере миграции и развода) / Консультативная психология и психотерапия. №4. 2011, с. 130-152 [8] Гришунина Е.В., Рябчин А.М., Смирнова Л.В. Стиль управления в сложных профессиональных ситуациях / Акмеология. 2012, №3 (специальный выпуск) по материалам акмеологических чтений, посвященных 20-летию кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности (Москва, 21 ноября 2012 г.). С. 43-49. [9] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998 [10] Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры / Акмеология. №3(35), с. 32-34 [11] Зиммель Г. Женская культура /Избранное. Том 2. Созерцание жизни.//Пер. Левина М., М.: Юристъ, 1996 [12] Зиньковская С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях. Автореф. ….докт. психол. наук, М., 2007 [13] Казаков Ю.Н. Здоровье – продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности / Акмеология. 3(39). 2011, с. 99-110 [14] Казаков Ю.Н., Соловьянов С.Е. Кризисные ситуации и профессиональные деформации личности сотрудников федеральной миграционной службы / Акмеология. №3(35), с.37-44 [15] Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда / Акмеология. №1. 2013, с. 61-65 [16] Климов Е.А. О языковой картине психики / Акмеология. №2(42). 2012, с.83-90 [17] Коновалова Д.С. Психологическая устойчивость кадров управления: акмеологический уровень / Акмеология. №4(36). 2010, с. 92 [18] Костюк Ю.А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии / Акмеология. №4(44). 2012, с. 90-95 [19] Лакан Ж. «Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга 11 (1964)). Пер. с фр./Перевод А. Черноглазова. М.: - Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2004. [20] Максимов М.А. Адаптация как процесс активности и развития субъекта / Акмеология. №4. 2013, с.72-76 [21] Мельников А.П. Психологическая защита кадров управления в чрезвычайных ситуациях. Дисс. …..канд. психол. наук., М., 2004 [22] Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика – психологи – прогнозирование). Пособие для вузов. Издание второе. М.: Изд-во Мир, 2004 [23] Нестерова А.А, Мотивационно-ценностная сфера личности как фактор жизнеспособности молодежи в условиях безработицы / Акмеология. №3(35)., с.47-53 [24] Перминова И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 1997 [25] Расходчиков Е.В. Эффективность адаптации сотрудников налоговой полиции к деятельности в экстремальных условиях. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 1998 [26] Селезнева Е.В. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации / Акмеология. №4(36). 2010, с. 80-84 [27] Соловьева Н.В., Богатырев А.Н. Акмеологическая среда как синергетическая система Акмеология. 3(39). 2011, с. 84-93 [28] Тетерин А.А. Психолого-акмеологическая коррекция деятельности государственных служащих в напряженных ситуациях. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 2002 [29] Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011 [30] Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности/Акмеология. №4(36). 2010, с. 65-69 [31] Цымбаленко С.Б. Развитие подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: опыт теоретического исследования / Акмеология. №1(37). 2011, с. 47-58 [32] Чирковская Е.Г. Особенности проявления инновационной компетентности руководителя образовательного учреждения / Акмеология. №4(44). 2012, с. 29-33 [33] Щербина А. В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. Автореф. …..канд. психол. наук., М., 1997 [34] Ясперс К. Общая психопатология / Перевод с нем. М.: Практика, 1997 [35] Яшков А.Н. Кризисы возрастного развития периода взрослости / Акмеология. №2(34). 2010, с.138 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|