Аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений

Опыт применения аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений у лиц молодого возраста

Введение. Инсомния является наиболее распространенной и клинически значимой формой расстройств сна. При этом в последние годы распространенность нарушений сна у учащихся ВУЗов неуклонно растет, в связи с чем появляется необходимость применения методов коррекции инсомнй (Денисов, Н.Л., 2009; Лышова О.В., 2010).

Для коррекции инсомнических нарушений ряд исследователей предлагает применять техники гипносуггестивной психотерапии (Ng B.Y., Lee T.S., 2008). Однако большинство гипносуггестивных методов требует активного участия гипнотерапевта, что зачастую затруднительно для студентов. Вместе с этим, данные о применении аутосуггестивных методик при коррекции инсомнических нарушений у учащихся ВУЗов малочисленны и носят несистематизированный, а зачастую – эмпирический характер (Becker P.M., 2015).

Цель исследования: изучить эффективность метода аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений у лиц молодого возраста.

Материал и методы. Для выполнения исследования были отобраны 84 лица молодого возраста (18,1±0,7 года), с жалобами на нарушения сна. Основная выборка была случайным образом разделена на 3 равные группы: опытная группа 1 («гигиена сна») и опытная группа 2 («аутосуггестия») и контрольная группа. В первой группе («гигиена сна») учащимся давалось рациональное объяснение о причинах нарушений сна, так же испытуемые получали памятку с рекомендациями по его гигиене. Во второй группе («аутосуггестия»), испытуемые были обучены техникам аутосуггестии с помощью адаптированного метода Д. Элмана. Контрольная группа не получала каких-либо рекомендаций по улучшению качества ночного сна.

Для объективизации результатов исследования использовалась анкета балльной оценки субъективных характеристик сна (модификация анкеты Шпигеля).

Результаты и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что все обследуемые предъявляли жалобы на нарушения сна. Так, в группе «гигиена сна» преобладали выраженные нарушения сна (57,1 %), а в группе «аутосуггестия» - с пограничной инсомнической патологией (71,4 %), но значимых отличий не наблюдалось (p>0,05). В контрольной группе уровень выраженных и пограничных нарушений сна был равнозначным. В результате при применении метода аутосуггестии все участники исследования отмечали улучшение сна, тогда как при выполнении рекомендаций по гигиене сна только 71,4 % участника сообщали об удовлетворенности его качеством (p<0,01). Во многом это объясняется тем, что техники аутосугестии не требуют больших когнитивных затрат, в отличие от рационального соблюдения правил гигиены сна, которые нуждаются в ежедневном тщательном исполнении.

На последнем этапе исследования сна производилось окончательная оценка эффективности проводимых мероприятий. При этом наблюдение участников с инсомническими нарушениями осуществлялось через 2 недели после их начала. Так в группе «аутосуггестия» 35,7 % и 64,3 % испытуемых охарактеризовали качество своего сна, как «отлично» и «хорошо», тогда как у испытуемых из группы «гигиена» 21,4 % и 50,0 %, соответственно. При этом в последней группе 28,6% оценивали сон, как «средний», чего не наблюдалось в группе «аутосуггестия». В свою очередь в контрольной группе произошли только незначительные количественные изменения: количество оценивавших сон как «хороший» увеличилось до 28,6 %, а «плохой» – 21,4 %.

Заключение. Таким образом, применение метода аутосуггестии при коррекции инсомнических нарушений у лиц молодого возраста позволяли достичь положительных изменений цикла «сон-бодрствование». В тоже время техники аутосуггестии представляют собой психокоррекционный инструмент, который обладает такими свойствами, как доступность, экономичность и безопасность, в связи с чем выявляет высокую эффективность даже при краткосрочном применении.



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование метода Sand Art при коррекции эмоциональных нарушений .
  • Практики осознанности в развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • О динамической группе, часть 3. Семья как группа
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • О динамической группе, часть 4. Рабочий коллектив как группа
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • Техники для работы с созависимостью в группе
  • Профилактика когнитивных нарушений
  • Немного о причинах сексуальных нарушений…
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • Взаимосвязь аффективных и когнитивных нарушений при психических заболеваниях
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта
  • Холистическая психотерапия и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств.
  • Роль психотерапии в лечении нарушений пищевого поведения (НПП)
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • В чем польза участия в психологической/психотерапевтической группе?
  • Какую пользу Вы получите от участия в психотерапевтической группе?
  • Применение методов нейропсихологической коррекции в деятельности психолога крупных школ
  • Онтологические метафоры-образы телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений
  • О психотерапии в группе
  • Психокоррекция двигательных нарушений
  • Психодиагностика аффективных нарушений
  • Я съем свою маму или мама съест меня? Психоанализ нарушений пищевого поведения.
  • Про негативный опыт в психологической группе
  • Профилактика нарушений адаптации в 5 классе
  • Первые признаки пищевых нарушений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь