Душевные травмы и работа с ними в расстановках.

Душевные травмы и работа с ними в расстановках

Испокон веков люди пытались понять как вписана их жизнь в рамки Большого целого, обнаружить некую структуру, лежащую в основе бытия и почувствовать осмысленность и ценность  собственной жизни.

В самой жизни есть некое завораживающее таинство. С одной стороны жизнь видима и материальна и в любой момент можно прикоснуться к опадающей осенней листве, камню, искупаться в реке или океане, поменять рубли на доллары, а с другой стороны жизнь неуловима, она струиться, протекает сквозь нас и взять ее в руки и удержать хотя бы до 150 лет нам не удается.

Мы можем влиять на события, делать выбор, осознавать или жить бессознательными импульсами, меняться или оставаться прежними, но держать жизнь  в прямом понимании этих слов, мы не можем. Жизнь не видима, она  как бы не материальна  (в бытовом понимании  плотности материи,) но  при этом проявлена. Явь есть, но  эта нематериальность при внимательном рассмотрении пронизывает все проявленное.

Н-р, в физическом (явном) плане 7-им ребенком человек  был 30 лет назад, но стоит   ему вспомнить о том, как мама  в сердцах называла его «никчемным» «бестолочью» и  «недоразвитым»  или  подумать разводе родителей как болезненные ощущения прорываются откуда-то слезами, раздражением, обидой, желанием доказать, т.е. невидимые душевные переживания обретают материальное выражение.  И наше внутренне проявляется во внешнем.

И если мы будем внимательны и наблюдательны к внешнему, то легко будем читать внутреннее. Казалось бы простой механизм, но как правило нападает «слепота» и мы не понимаем, почему  с нами так обошлись, где справедливость? Как я мог(ла) не замечать, что он (она) такой. Причины душевной «слепоты»  скрываются в перенесенных нами травмах.

В древности всякое  душевное занятие было таинством, позволяющим соприкоснуться с богами, с  чем-то Большим.  Самые обыденные действия были церемониями, приобщающими смертных к вневременному миру вечного «всегда». Сегодня душевными делами занимается психология (как наука), религия, различные духовные, целительские, эзотерические и др. околонаучные  течения.

И заметьте деятельность всех  сводиться к обретению человеком душевного равновесия и здоровья.  Добиться ясности, что движет человеческой душой ,  что происходит в ее глубинах раз и навсегда невозможно. Нам  постоянно открываются новые аспекты, и ранее непознанные грани.

Но все современные исследователи души единодушны в том, что:

  • травматический опыт разрушает единство души,
  • ведёт к расколу личности,
  • травматические раны не залечиваются сами по себе.

 В нашем примере, не  смотря на 37-летий возраст рана не залечена, стоит ее  чуть коснуться и она болит,  и  можно как в детстве, стерпеть и обмануть себя «нет уже не больно». Но какова цена этого обмана? И почему человек идет на этот обман?

 

Немецкие исследователи психологи  Годфрид Фишер и Питер Рьедессер определяют травму следующим образом:

 «Травма - это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождается чувством беспомощности и незащищенности, вызывает длительное потрясение в понимании себя и мира».

  *витальный- жизненный, прижизненный, имеющий отношение к жизненным явлениям

 

На физиологическом уровне при травме происходит разделение систем памяти эмоциональной в  амигдоле и биографической в гиппокампе, что не позволяет сохранять сознательные воспоминания о травматической ситуации. Так же блокируется зона Брока, отвечающая за речь: «трудно об этом говорить,  ком в горле, нет слов, чтобы описать то, что я тогда чувствовал».

Но в мышцах тела травматическое переживание запоминается на всю жизнь. На бессознательном уровне событие фиксируется во всей целостности переживания (чувства, ощущения, мысли, картинки).

Благодаря защитным механизмам человек выходит из травматической ситуации  4 основными способами:

  • Блокировка восприятия: человек ощущает себя как будто сквозь туман;
  • Замораживание чувств: онемение, безучастность, холодность;
  • Диссоциация, осознание себя вне тела: событие воспринимается происходящим со стороны; 
  • Разделение на субличности. Душевные травмы всегда оказывают влияние повергая людей в смятение, логических объяснений определенным событиям они не находят, а если и находят, то множественные объяснения не изменяют состояние.

Не выдержав травмирующего  опыта, душа словно расщепляется и какие-то части ее вытесняются из сознания.

Отличие травмы и стресса

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение

Стресс –это состояние психофизиологического напряжения, возникающего в ответ на мощное воздействие  неблагоприятных факторов – стрессоров. (холод, усталость, страх, унижение, потеря близких и т.д.). Автор теории стресса Г. Селье, всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность необходимости в перестройке или в адаптации.

 

Травма

 

Стресс

 

Сознательный выбор реагирования отсутствует: впадение в состояние оцепенения или фрагментация психики.

Человек имеет выбор: бороться или уступить.

Демобилизация энергии, снижение чувствительности

Мобилизация энергии

 

Травмирующие события – это те события, для переработки которых требуются душевные и психологические способности, превосходящие способности конкретного человека в тот момент времени.

Травма в отличие от стресса, всегда существенна, ее последствия затрагивают глубинные слои психики, имеют продолжительное воздействие на тело, разум и психику, в целом на жизнь человека и его самовосприятие.

 

Франц Рупперт описал  трехмерную, модель   расщепленной структуры личности, которая  формируется именно после травмы  и  включает:

  • здоровые части, которые воспринимают, чувствуют, думают и делают то, что помогает человеку жить дальше и при этом не вредит другим людям. Здоровые части способны как на создание конструктивных отношений и связей, и здоровое отграничение себя от других людей и их проблем, готовы  к соразмерному принятию ответственности, надеяться на хорошее разрешение проблем
  • травмированные части, которые  бессознательно все еще заняты травмирующим событием, отягощены невыносимыми чувствами, останавливаются в возрасте на момент травмы, ищут выхода из травмы, могут реагировать неожиданным выплеском эмоций на ситуации, отдаленно или ассоциативно  напоминающие о травме.
  • выживающие части, выбирающие стратегию избегания и вытеснения травмы; они притворяются, что ничего не произошло, и контролируют себя и других, чтобы не делалось ничего, что могло бы напомнить о травме, создают взамен утешение, выдумывают идеальную реальность и порождают  множество иллюзий. Эти части при необходимости расщепляются дальше, если внутренне давление оказывается слишком велико.

Как правило то, что нас сильно травмировало мы сохраняем в тайне, «чтобы никто не узнал, не увидел, не подумал».  Травмированное «Я» изолируется, исключается, отделяется от личности. И тогда часть жизненной энергии  постоянно уходит на то, чтобы травму-тайну держать на периферии сознания. Выживающее «Я» живет в постоянном перенапряжении и тратит все силы на поддержание расщепления, а не на его преодоление. Мотив  чтобы подобное не повторилось, чтобы подобного больше никогда не почувствовать, чтобы такой (таким) никогда не быть. 

 

Обычно, расщепление души и утрату связи с естественным потоком бытия мы чувствуем так:

  • жизнь словно заснула, нет импульса к движению;
  • мы тревожимся от чувства, что с нами что-то "не так";
  • боль теребит душу, не утихая, и мешает  жить
  • мы тратим много сил на борьбу, ищем свое место, свое призвание, своего человека, а счастье так и не приходит;
  • переживаем упадок, печаль, разочарование и бессилие, там, где есть место радости, «ничто не радует»
  • появляются психосоматические заболевания или зависимости  алкоголь,  курение и т.д.

Виды душевных травм:

  1. экзистенциальная травма возникает в ходе угрожающих жизни ситуаций, в которых человек переживает смертельную опасность и смертельный страх (тяжёлая авария, покушение, несчастный случай, изнасилование, аборты)
  2. травма отношений возникает, когда первичные потребности ребенка в эмоциональной привязанности, то есть в любви, опоре и защищенности, не удовлетворяются родителями и прочная связь с родителями оказывается для него недостижимой, а родители отвергают ребенка, отворачиваются от него или даже злоупотребляют им, сюда же физическое и психическое насилие.
  3. травма системных отношений возникает, когда вся система семьи в целом, вся социальная группа или все общество оказывается под влиянием травмирующих событий, инициированных членами данной системы. И  семейной система  неспособна интегрировать некоторые события, для которых никак не находиться эмоциональное разрешение. Например, убийство, крайняя степень насилия, инцест, самоубийство и т.п.
  • травма потери возникает в первую очередь вследствие внезапной смерти близкого человека, с которым затронутое лицо связывают узы эмоциональной привязанности  или неожиданная сепарация (мама  надолго попала в больницу, отец увез ребенка лишив контакта с другими членами семьи), разлука, развод, потеря статуса

В случае травмы системных отношений даже невиновные члены системы  могут находится под ее влиянием, быть в переплетении с судьбами предков.

 

Как правило душевные травмы мы получаем  в отношениях с равными себе – с другими людьми, за исключением катастроф и катаклизмов. В катастрофических событиях мы сталкиваемся с действием чего-то Большего, с Высшей  Силой и вступаем в отношения с ней, получая опыт ограниченности человеческих возможностей и понимания, что не все в наших руках, что все движимо чем-то Большим. И это потрясает человека.

Существенным является то, что если  источник  травмы (ответственный за причинение вреда) человек, а не катаклизм, например, то такие травмы сложнее поддаются терапии.

Как преодолеть последствия травмы? 

 Прожить, точнее прочувствовать, пропустить через себя все чувства, которые были когда-то блокированы, вытеснены. Образно говоря Ослабить контроль Я -выживающего, позволить себе снова встретится  с собой, со своим травмированным Я, заново пережить те невыносимые чувства,  чтобы  произошла интеграция диссоциированных частей и душевное исцеление.  Следствием  этой встречи является ощущение себя целостным: «Я есть, я свободен(а) и спокойна». И тогда возвращаются силы и река жизни течет сильным чистым потоком.

 

Как правило  с случае травмы человек самостоятельно не может преодолеть внутреннее расщепление. Он не может  повлиять, изменить то, чего избегает, что  прячет  «с глаз далой» куда то на затылок  на территорию своего бессознательно. Сколько бы он не пытался увидеть глазами, что  там затылке,  ему это не удастся. Увидеть спрятанное можно только с помощью зеркала. В случае с травмой таким зеркалом становиться специалист, который помогает отразить произошедшее и сопровождает на пути контакта с травмированным событием и травмированным-Я, чтобы человека почувствовал и увидел причинно-следственные связи между пережитой травмой и его жизненной ситуацией, понял, почему произошло расщепление.

Главная цель терапевтической работы заключается в устранении душевного раскола, чтобы человек смог обрести опору в себе самом.

Если перенесшему травму человеку не удастся переработать травмирующее события - то есть вспомнить, осмыслить и снова почувствовать диссоциированные чувства - душевный раскол сохранится, обеспечивая возможность возникновения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

ПТСР может проявляться на телесном, душевном или духовном уровнях.

На телесном уровне  проявляется в виде серьезных заболеваний, при этом  клиент вовремя не обращается к врачу, затягивает, игнорирует симптомы, легкомысленно относится к ним. Или ситуация усугубляется такими телесными симптомами как мигрени, боли в спине, сердце, ногах и т.д., и  жизнь становится невыносимой и превращается в череду походов по врачам, поскольку диагноз не распознается. Симптомы по большей части лечатся медикаментозно, но лечение в этом случае дает временное улучшение и симптомы через некоторое время возвращаются.

На душевном уровне перенесшие травмирующий опыт люди страдают от чувства оставленности, страхов, вплоть до  панических атак, внутреннего одиночества, недостатка понимания, теплоты, заботы. Бывает и  наоборот, человек строит иллюзии относительно собственной неуязвимости и величия, которые чреваты опасными стратегиями поведения.  Эти люди постоянно попадают в угрожающие жизни ситуации, физически травмируются, таким образом, бессознательно пытаются доказать, что на этот раз им удастся проконтролировать положение.

На духовном уровне травмированные люди с головой уходят в религию или спиритуальные иллюзии (ошибочное восприятие реальности и бога).  И тогда Бог, высший разум, вселенная, собственноручно избранный гуру, высшие силы, ангелы и другие поводыри становятся заменой родителей или инстанцией, контролирующей их судьбу.

Иллюзии заставляют искать чувства безоговорочной любви. Отношения с другими людьми превращаются в сплошной сумбур, когда из-за отсутствия чувства справедливости, правды и лжи человек перестает различать, когда ему лгут, а когда нет. Духовная смута доходит до того, что даже рукоприкладство находит оправдание, сексуальное злоупотребление воспринимается как не такое уж ужасное, а изнасилование - как мужская слабость. В худшем случае клиент впадает в психотическое состояние, окончательно потеряв ориентацию и уже не в силах различить, где правда, а где ложь, где иллюзия, а где реальность.

Потому травмы всегда сказываются на отношениях: на дружбе, любовных связях, на отношениях родителей и детей, а также на отношениях в  социуме, профессиональной самореализации.

Все непризнанные и непроработанные тайны и травмы кочуют из поколения в поколение, из жизни в жизнь, из воплощения в воплощение, пока не будут признаны и проработаны. Мы сталкиваемся с так называемой трансгенерационной передачей травмы.

 

Трансгенерационная травма берет свое начало в неспособности родителей к построению стабильной надежной связи с ребенком, результатом чего является нарушение связи между родителями и ребенком (см. теорию привязанности Боулби).

Если мать или отец травмированы, они не могут полностью эмоционально открыться ребенку, поскольку их пугает контакт с травмированными частями себя.

Ребенок, эмоционально связанный со своими родителями, становится также вовлеченным в  переживание этой травмы,  и впоследствии в своих отношениях будет повторять  усвоенные паттерны переплетения.

 

*Паттерн — cистематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. Синонимы: распределениеструктураузорформа.

*переплетение -ребёнок, который вживается в образы отца и матери с целью собственного САМОСОХРАНЕНИЯ – ему кажется что если он вживётся в их образы и станет с ними одним целым – то тогда у него будет больше шансов выжить.

Такие паттерны могут передаваться из поколения в поколение, неся с собой скрытую опасность повторной травматизации в будущих поколенияях,  увеличивая вероятность травматизации в жизни каждого отдельного члена системы.

 

СХЕМАТИЧНО ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАК: ТРАВМА - НАРУШЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ – ТРАВМА

 

Последствия различных типов  травм в нескольких поколениях (по Ф. Рупперту)

Последствия травмы

 

1 поколение - травмированная мать и ее связь с детьми

 

2 поколение - дети детей (внуки)

 

 3 поколение - дети внуков

 

Экзистенциальная травма

Отщепленный страх смерти, сверхзаботливость, нетерпеливость, страх будущего

Скрытая тревога, внезапные панические атаки и тревожные расстройства

Умеренные формы гиперактивности

Травма потери

Отщепленная боль потери,  депрессия, недостаток энергии, низкая эмоциональная способность справляться со стрессом

Скрытая депрессия, внезапные проявления депрессии, лекарственная зависимость, идеи о суициде

Депрессия  и скрытые идеи о суициде

Травма привязанности без другого травмир. опыта

Внутренняя пустота, неспособность к связи и выстраиванию отношений с ребенком

Истероидные и нарциссические расстройства личности

Умеренные формы расстройств личности

Травмы привязанности и сексуального насилия

Пограничное расстройство, отвержение детей,

неспособность заметить насилие, обращенное к детям

Пограничное расстройство личности, сильная наркотическая зависимость

Крайние формы гиперактивности, пограничное расс-во личности, булимия, навязчивое мытье, чистота, святость

Травмы привязанности и жестокость, насилие

Отщепленные страх, ярость и боль, множественные физич. симптомы, насилие, жестокость по отношению к собственным детям

Антисоциальное расстройство личности

Антисоциальное расстройство личности

Травма привязанности и системная травма (рождение детей от инцестуозных отношений)

Отщепленное замешательство, безэмоциональное существование

Отрицание реальности, скрытая шизофрения

Шизоаффективный психоз, аутизм

Травма привязанности и системная травма (убийство детей, аборт)

Аннигиляция(прекращение) всех чувств, относящихся к привязанности, уход в фантазии

Внутренняя пустота, расстройство идентичности, скрытая шизофрения

Шизофрения, анорексия, параноидно-галлюцинаторный психоз, патологическое ожирение

 

Расстановки, в силу особенностей метода, делают видимой всю комплексность цепочки травматизации, нарушений привязанности и переплетений, которая ведет к развитию расстройств на протяжении нескольких поколений.

Классические семейные расстановки особо эффективно для терапии:

  • травмы потери во втором и третьем поколениях. Цель расстановочной работы - возобновление потока замороженных чувств между членами семьи, находящимися в переплетении, вынесение на уровень сознания незавершенного в семье процесса горевания по умершему
  • системной травмы (т.е. утраты привязанности) Работа направлена на постепенное движение клиента к своим родителям,  их принятие,  и особенно к матери, что обычно отнюдь не просто. В процессе терапии клиенту, в первую очередь, необходимо проявить чувства гнева и разочарования по отношению к родителям, без этого невозможен дальнейший процесс принятия и восстановления потока любви.

В расстановке возникают условия по-другому взглянуть на ситуацию,  увидеть скрытое,  изменить негативный или спутанный образ родителей, перевести взаимоотношения с ними  на уровень, соответствующий реальности, различить родительское и свое.  

Для исцеления важным является не идеализация реальности, а принятие ее такой, как есть, чтобы была возможность пройти естественный процесс оплакивания этой реальности и, в конечном итоге, принятия ее. Что в итоге, приведет человека  к осознанию своей собственной силы и позволит начать жить своей собственной жизнью.

Часто работа с травмой  в расстановке начинается с двух заместителей: клиента и его  проблемы.

В процессе расстановки постепенно проявляется, где коренится травма, какие члены семейной системы клиента в ней задействованы. Это порождает ситуацию, когда в одном заместителе проявляется как другой член системы, так и субличность клиента, что позволяет понять травму с ее внутрипсихическими и межличностными динамиками и компенсаторными симптомами.

Становится ясно, что проблема - это мост между травмированной и нетравмированной частями. Для клиента это хороший способ получения навыка распознавать состояния, в которых он спасается от реальности, отделяясь от своих чувств.

Обычно в конце расстановки расщепленные части личности находятся в лучшем контакте, чем до этого, и гораздо более способны к взаимоподдержке и стабилизации.

И все таки  на практике встречаются случаи в которых остается неясность в отношении  частей личности, проявляющихся в контексте травмы отношений , на которые не действуют  никакие   терапевтические попытки  создать дистанцию, сохранить  автономию, «жить без оглядки», спокойно, в полную силу с ощущением собственного пространства.

Такие случаи  могут указывать на травму  в прошлых воплощениях.  И тогда работа по преодалению последствий травмы  проводится с помощью кармических расстановок.

В основе любой травматизации лежит нарушение базового закона существования – закона целостности. Целостность - это принятие всей системы – всех ее членов и всего прошлого -  таким, как оно есть.  Ничто не должно быть отвергнуто.  То, что вы отвергаете, возвращается к вам, ибо благодаря вашему отвержению оно становится сильнее, чем  вы. Парадоксально, отвергая страдание, вы некоторым образом выбираете именно страдание. Жизнь нельзя разделить на части, все что в ней представлено имеет право быть. 

Что мы делали бы во внешнем мире, если бы каждому из нас не был дан его собственный внутренний мир, его  душа?

И в завершении  в контексте теории душевной травмы хочу привести слова философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра: «Важно не то, что с нами делают. Важно, что мы сами делаем с тем, что сделали с нами».



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Злость и страх в отношениях. Путь к доверию и расслабленности. Травмы привязанности и их отголоски.
  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Травма - это навсегда? Несколько слов о терапии травмы.
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Травмы привязанности
  • Исцеление унаследованной травмы, трансгенерационная передача травмы
  • Когда твоя жизнь меняется или опыт травмы. Обесценивание.
  • Когда твоя жизнь меняется или опыт травмы. Вина.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Родовая травма - не первая. Пренатальные травмы.
  • Травмы привязанности (часть 2) - "начальник охраны"
  • Как травмы детства могут повлиять на продолжительность жизни
  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Что такое травма привязанности? Причины возникновения и симптомы. Записки_психотравматолога
  • Травмы детства, которые мешают женщине устроить свою личную жизнь
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Психологические травмы детства и влияние их на жизнь
  • Повседневные сексуальные травмы и их последствия для тела и души.
  • Жизнь после травмы
  • Умереть, чтобы родиться. Психоанализ пренатальной травмы.
  • (Не)Доверие, или жизнь после травмы.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • "Как детская травма привязанности влияет на личную жизнь".
  • У травмы есть два выхода.
  • Влияние детской травмы на сексуальную жизнь
  • Что делать если человек лишился части своей души?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь