Что такое травма привязанности? Причины возникновения и симптомы. Записки_психотравматолога

Отношения привязанности необходимы для выживания. Это стойкая эмоциональная связь, которая возникает в результате многократного удовлетворения потребностей и сохраняется на протяжении всей жизни. Программы привязанности инстинктивны, генетически детерминированы. Взрослая программа привязанности состоит в том, чтобы: ДАВАТЬ безвозмездно любовь, заботу, безопасность, принятие, удовлетворять потребности ребенка. Детская программа привязанности состоит в том, чтобы: БРАТЬ безвозмездно любовь, заботу, безопасность, принятие...

Программа привязанности активируется в ситуации стресса, когда ребенок переживает фрустрацию (это когда чего-то хочешь и не получаешь), физическую боль, ожидание, отвержение или разлуку, насильственную сепарацию, непредсказуемость, неясность. Ребенок сообщает о своей потребности призывным криком. В младенчестве это плач, в более позднем возрасте ребенок может звать родителя, кричать и плакать, впадать в ярость, часто болеть, плохо себя вести или наоборот стараться быть очень послушным и хорошим. Есть мнение, что все симптомы детей до 15 лет можно рассматривать как призывный крик привязанности. Суть в том, что ребенок будет любым доступным способом вовлекать взрослого в привязанность, стараться понравиться, добиваться внимания и заботы. Примерно к 15 годам в норме детская программа должна быть насыщена и закрыта, а взрослая программа активируется.

Как формируется и поддерживается привязанность, а также как она может быть разрушена, удобно рассматривать при помощи цикла привязанности:

 

Что такое травма привязанности Причины возникновения и симптомы Записки психотравматолога

На первом этапе ребенок ощущает нехватку, это выводит его из состояния покоя. Поскольку он сам свою потребность удовлетворить не может, ему нужен взрослый.На втором этапе возникает напряжение и повышается уровень кортизола, гормона стресса, ребенок издает «крик привязанности». У младенца это плач, у ребенка постарше это могут быть очень разнообразные проявления: зов родителя, обращение за помощью, плохое поведение, тревога, истерика, соматический симптом.На третьем этапе задача родителя – максимально эффективно вернуть ребенка в состояние равновесия, поняв и удовлетворив физическую и/или эмоциональную потребность ребенка, так чтобы уровень кортизола вернулся в норму. Если родитель оказался рядом, дал ребенку именно то, что ему нужно и потребность удовлетворена, кортизол снижается, повышается окситоцин – гормон привязанности.На четвертом этапе ребенок возвращается в состояние расслабления и покоя.

Так выглядит цикл здоровой привязанности. Первые две фазы цикла связаны с напряжением, а вторые две фазы с расслаблением и комфортом. Чередование напряжения и расслабления обеспечивает гармоничное функционирование нервной системы. При многократном повторении этого цикла в диаде родитель-ребенок формируется доверие, безопасность и привязанность.

 
Четыре критерия сформированной здоровой привязанности (важно наличие всех четырех критериев вместе):

  1. Удовлетворение потребностей ребенка в радость родителю.
  2. Ребенок является «плотью и кровью» своих родителей, они готовы защищать его от агрессии обидчиков.
  3. Родитель находит своего ребенка милым, забавным, привлекательным. Родителю весело и приятно находиться рядом с ребенком.
  4. Родители гордятся совершенством, поведением и характером своего ребенка.

Теперь о том, как может происходить нарушение привязанности.

    Если родителя рядом нет, или он бывает нерегулярно, или дает не то, что нужно или не тогда, когда нужно, то возникает нарушение привязанности.Уровень стресса и напряжения остается хронически высоким, уровень кортизола не снижается до нормы, расслабление наступает нерегулярно.При нарушении привязанности возможны варианты: если родитель или другой взрослый хотя бы эпизодически удовлетворяет потребности ребенка, то уровень стресса снижается, но недостаточно, так и не приходя в норму. Также ребенок обучается способам самоудовлетворения и самоуспокоения. А если уровень насилия/пренебрежения слишком сильный, включается запредельное торможение как охранительная реакция организма, который перестает вырабатывать кортизол на этапе возникновения напряжения.

Существует несколько типов нарушения привязанности. При этом в любом случае травма привязанности расщепляет психику на «я принятый» (я приближаюсь) и «я не принятый» (я убегаю). Первая часть называется Внешне Нормальная Личность (ВНЛ), вторая часть Аффективная Личность (АЛ). Травма привязанности – это расщепление «Я», самого ядра личности. Как и почему это происходит?

Когда родители проявляют хроническое насилие и/или пренебрежение к потребностям ребенка, один и тот же человек (родитель) становится как источником любви, так и источником негативных переживаний. Инстинктивная программа привязанности требует сохранения близких отношений с родителем для выживания. В то же время другие инстинкты требуют отдалиться от того, кто проявляет насилие и пренебрежение, прекратить с ним отношения. Из этой сложной ситуации психика выходит при помощи включения защитного механизма сплиттинга – расщепления. Ребенок вытесняет травматический опыт, старается о нем забыть и вновь вступает в отношения с родителем в надежде получить любовь и заботу (то есть приближается). А все непрожитые эмоциональные переживания и травматический опыт концентрируются в другой части личности, для которой отношения с родителем опасны и из которой ребенок принимает решение дистанцироваться (то есть убегает). Сплиттинг позволяет активировать обе системы приближения и удаления одновременно.

В последствии, во взрослом возрасте у человека с травмой привязанности детская программа не завершается, так как потребность в здоровой привязанности не была удовлетворена. А взрослая программа привязанности активируется преждевременно и не полностью. Такие люди испытывают трудности в процессе воспитания своих детей в силу того, что у них мало образцов здоровой привязанности и мало ресурсов для того, чтобы давать. Также им сложно организовать здоровые супружеские отношения. Организуя отношения, человек с травмой привязанности испытывает два противоположных стремления. Одно из них - острое желание близости, так как, начиная с самого раннего детства, его потребность в любви и принятии не была удовлетворена. Другое – страх близости, так как у него есть опыт отвержения себя настоящего, опыт насилия и пренебрежения в близких отношениях.

Человек, имеющий такой вид расщепления, может быть склонен к депрессиям, с трудом понимает и называет свои чувства, имеет тенденцию к созависимости. Он часто ощущает обиду и жалость к себе, чувство нехватки тепла и любви, раздражительность и непереносимость чужих сильных чувств, отсутствие сострадания, которое может граничить с жесткостью.

Типичные проявления травмы привязанности в жизни:

  • Амбивалентность – одновременное существование двух противоположных желаний, чувств, оценок к одному и тому же объекту.
  • Внезапные непроизвольные и неконтролируемые переключения эмоционального состояния под влиянием триггеров.
  • Эмоциональная зависимость от других людей, привычка угождать и заслуживать любовь.
  • Привычка скрывать настоящие эмоции, быть в социальной маске.
  • Любые виды химических и нехимических зависимостей.
  • Трудности в построении близких отношений.
  • Трудно переносить сильные эмоции детей, близких.
  • Трудно доверять другому, принимать заботу, похвалу, комплементы.
  • Трудно обращаться за помощью, показывать свою слабость, уязвимость.
  • Установка что мир враждебный, опасный и с другой стороны чрезмерная доверчивость и беспечность.
  • Выбор партнеров, проявляющих насилие и пренебрежение.
  • Острая потребность в любви, принятии, близких отношениях, присутствии другого, снижен уровень автономии.
  • Трудности перехода из одного состояния в другое, из одной деятельности в другую, от автономии к слиянию, ригидность, застревание, дефицит способности к интеграции.
  • Симптомы дефицита энергии: чувство физического истощения, усталости, сложно вставать по утрам, частые простуды, депрессия, отсутствие интереса к жизни, к себе и к другим.
  • Симптомы неэффективного расходования психической энергии: много недоделанных дел, беспорядок в доме, зависание в социальных сетях, компьютерных играх или перед телевизором, шопинг, изнуряющие тренировки и похудение, постоянное общение по телефону и в мессенджерах, огромное количество одновременно запущенных проектов, не позволяющее сосредоточиться на каждом из них.

Если вы в описании симптомов узнали себя, не отчаивайтесь. Травма привязанности – это обратимое изменение в психике. Наиболее эффективный метод психотерапии, дающий устойчивые результаты при травме привязаности – работа с диссоциированными частями. Естественно, за пару встреч эту задачу не решить, процесс терапии длится от нескольких месяцев до года и более, все очень индивидуально. Но в результате имеющиеся симптомы можно смягчить и научиться строить здоровые отношения с собой и с другими.



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Нарушение привязанности и «Окситоциновая любовь»
  • Тревожный тип привязанности. Причины возникновения, проявления и последствия
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Все ли способны на отношения? О типах привязанности
  • Типы привязанности и отношения на работе
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Разорванная связь. Трудности привязанности
  • Травма привязанности у младенцев.
  • Безопасность - здоровый тип привязанности
  • От привязанности - в любовь или зависимость
  • О любви и привязанности
  • О Любви и Привязанности
  • Несколько слов о любви в аспекте теории привязанности
  • РДА - Расстройства привязанности - Депрессия у детей до трех лет.
  • "Как детская травма привязанности влияет на личную жизнь".
  • Скучание по.. как верный спутник любви и привязанности
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Формирование типов привязанности в объектных отношениях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь