|
От привязанности - в любовь или зависимостьАвтор статьи: Ирина Владимировна Цилинченко
Как много мы говорим о любви, и, практически, каждый человек мечтает о встрече с ней…. Когда мы любим и находимся в объятиях любимого, то чувствуем безопасность, уют, живем полноценной жизнью, наслаждаясь ощущением уверенности и блаженства. И эту любовь метафорически можно сравнить с весенней капелью в солнечный день, с пением птиц на рассвете или с радугой после теплого летнего дождя. В надежде испытать хотя бы несколько мгновений такого счастья, окунуться, пережить это волшебное состояние, человек и мечтает о подлинной, безупречной любви, стремится к ней. Но часто он встречается с другой стороной мечты: с болью, отстраненностью любимого(ой), страхом, ложью, изменами, разрывом. И мечта о любви превращается в кошмар, окрашенный черно-серыми красками. А любовь ли это? Или что-то другое? Давайте попробуем разобраться. На чем основывается любовь? Конечно, на доверии. Где начало его? В истоках жизни человека. Доверие и недоверие – это ощущение, состояние, которое мы получаем в процессе соприкосновения с миром. А проводником в мир являются наши родители, в первую очередь мама. С первых минут своей жизни, включая зачатие, ребенок незримыми нитями «привязан» к ней. И это естественно, ведь совсем недавно они были одним целым, в совершенстве близости, в состоянии Эдема. Привязанность – доступная, врожденная потребность, в которую трансформируется врожденная способность любить сразу после вхождения ребенка в этот мир (социум). Привязанность – это стремление к установлению эмоциональной близости и желание эту близость сохранить. Одновременно, привязанность – важное социально-психологическое качество. Она формируется в раннем детстве, как потребность в телесной и психологической близости. Первые привязанности ребенка можно рассматривать как прототип межличностных отношений, которые он будет выстраивать впоследствии, во взрослой жизни. Это первая связь младенца с взрослым и характеризуется сильной взаимосвязью, чувствами и важными эмоциональными отношениями, которые влияют на физическое, сексуальное и психологическое развитие ребенка. Здоровая привязанность переживается как источник безопасности и радости. Чтобы быть глубоко привязанным, ребенку необходимо чувствовать полную безопасность. Дети, которые в раннем возрасте имеют надежные привязанности, более жизнерадостны, они чувствительны, самостоятельны и легко адаптируются к социуму. Имеют адекватную самооценку, чувство самодостаточности и, конечно, здоровое Я. У детей, которые в раннем возрасте растут в депривации, формируется невротическая привязанность с вытекающими вместе с ней последствиями – огромное желание в подтверждении доказательств любви любыми, часто деструктивными способами. Привязанность имеет биологическую природу, это способ удержания близости. Любовь тоже попадает в определение привязанности, ведь ее можно характеризовать, как «тесная эмоциональная связь» или «жизненно важные взаимоотношения». Опираясь на учения З.Фрейда, эмоциональное тепло – признак теплой, мягкой матери. Холод, отстраненность – холодная, мертвая мать. Мягкая, теплая мать обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт и имеет большое значение в формировании любви и привязанности. Если смотреть глубже, - любовь не формируется, а существует с рождением ребенка (с самого зачатия). Ему для здоровья необходима лишь возможность постоянно проявлять ее, укрепляясь и совершенствуясь в этом. Однако, мы наблюдаем детей, а потом и взрослых, не способных любовь реализовать. Они не умеют ни дарить, ни принимать ее. Что стоит за этим? Страх. Только страх сдерживает любовь. Страх – мощный блок на пути потока любви. И чем больше человек приобретает опыта страха, тем меньше он способен проявлять любовь. Следствием испытанного страха, становятся патологии привязанности и зависимости. Предполагается (доказано, Лоренц, Боулби и др,), что ребенок рождается с некой врожденной потребностью к близости (по Фромму – потребность в единстве), как потребность в привязанности и через нее реализуется. Эта начальная привязанность считается нейтральной, своего рода – точка отсчета. Поэтому важнейшими качествами матери или другого первого воспитателя – являются открытость и восприимчивость. Младенец излучает просто так любовь в мир. А мать важна для него как объект воспринимающий, поддерживающий его любовь, и помогающий ее проявлять, начиная от улыбки и контакта глаз. При здоровом воспитании, развитии, привязанность становится здоровым опытом доверия, отношений и базой межличностной сферы. И во взрослой жизни, он умеет различать свои чувства и чувства других, легко устанавливает контакт, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, легче справляется с переживаниями; меньше ревнует и завидует, не подвержен страхам и паникам; проявляет любовь и нежность к другим. В противном случае, если в детстве формирование привязанности нарушено, то у ребенка развивается патология привязанности (невротическая). Весь этот багаж, он тащит за собой во взрослую жизнь. Будучи взрослым, человек, не способен устанавливать длительные любовные отношения, проявлять любовь в «принимаемой» форме. Одновременно лишается здорового принятия, развития, радости и нежности. При первом знакомстве такие люди кажутся обаятельными, открытыми и вовлеченными в отношения, но как дело доходит до близких и стабильных отношений, сразу проявляется их недоверие к партнеру, контроль, «провокации» на ссоры, не способность на проявление и принятие в отношениях нежности, заботы и любви. Отсутствие базового доверия к миру, - самое первое и самое трудно компенсирующее следствие материнской депривации (отдаленности, игнорирование потребностей ребенка). Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать новое и учиться. Получается дуальность: если точкой отсчета является привязанность, то на негативном полюсе – закрытость, агрессия, страх; на позитивном полюсе – доверие, познавательная активность и любовь. Здесь же находится восприимчивость, открытость (со стороны взрослых), познавательная и творческая активность (со стороны ребенка). Человека принято считать здоровым, если он имеет определенный уровень страха. И, поскольку ребенок находится в контакте с депривирующими и пугающими факторами, родителями и другими людьми, которые зачастую сами зависимы (созависимы), он начинает жизнь не с белого листа, не с нуля или плюса, а с некоего «нормального минуса». Пользуясь простым и эффективным механизмом переноса, взрослый успешно проецирует на ребенка свои страхи и неполноценность. И, когда они укореняются, начинает «помогать». По наблюдениям Боулби, страх и тревога ребенка очень часто являются прямым отражением родительского страха. Нездоровое воспитание и взаимодействие с взрослым, отбрасывает ребенка в глубокий минус, где руководит, часто поглощающий, страх и формируется зависимость, основа невротической любви. Понятия любовь, привязанность, зависимость часто смешиваются. Привязанность и зависимость формируются с развитием личности. Но, при неблагоприятных обстоятельствах, привязанность в раннем детстве трансформируется в зависимость. Ею движет страх, и может остаться или развиться в любом возрасте. Привязанность из поля зрения у психологов исчезает по окончании детства. Здоровая привязанность существует, чтобы облегчить зависимость. Один заботится, о другом заботятся. Иногда используется в мягком лексиконе, как более мягкий синоним зависимости. Любовь рождается вместе с ребенком, и определяется в системе зрелых чувств и взрослых отношений. И проявляется в четырех аспектах: 1. Принятие. Любящий человек принимает объект любви (партнера/партнершу) полностью с его плюсами и минусами, каков он есть здесь и сейчас. 2. Развитие. Любовь питает и развивает человека. 3. Радость. Любовь – источник Радости и Счастья. 4. Нежность. Одна из базовых эмоций. Она уникальна тем, что не поддается описанию через другие понятия, но однозначно всеми понимается. Эти базовые проявления можно условно соотнести по парам. Принятие и развитие – это больше чувства/отношения, а нежность и радость – эмоция/состояние. С другой стороны: принятие и нежность – более спокойные (статичные) компоненты, а развитие и радость – динамичные. Итак, в здоровье привязанность, сформировавшаяся на близости, реализуется в способность любить, а в патологии – в зависимость (созависимость, невротическую любовь). Зависимость загоняет человека в тупик, так как основой ей служит страх. Здоровая привязанность, трансформируется в способность любить, и развивается до бесконечности. Здоровая любовь предполагает развитие, расширение и рост. Если привязанность возможна к ограниченному кругу людей, объектов, то зависимость заужает, заклинивает отношения до одного объекта. Человек не может одновременно находиться в нескольких состояниях. Это свойство его личности. Истинно любящий человек, не может зависеть ни от кого. К сожалению, в современном мире это, практически, не возможно. Поэтому любя, мы по-своему «привязываемся» к объекту любви, ибо состояние непривязанности нам практически не знакомо. Часто непривязанность мы сравниваем с равнодушием, но не с любовью, как должно быть. Переживание любви без привязанности – одно из редчайших в современном обществе. Уайнхолд считают, что созависимая личность может лишь стремиться к здоровым любящим отношениям, но не достигает их. Здоровый путь в отношениях, к сожалению, часто нарушается. Здоровое проявление любви в онтогенезе нарушается присутствием страха. Любовь, как и Жизнь человека, развиваются по принципу «закона спирали»: если мы не растем, то мы погружаемся. Раскручивание «спирали» по часовой стрелке – движение, рост, развитие. Против часовой – погружение в себя, в свои страхи, в зависимость. В каком направлении держать путь, зависит только от самого человека. Выбор за ним! Литература 1. Боулби Джон, Привязанность. М., «Гардарики», 2003 2. Фромм Эрих, Искусство любить. М., АСТ Москва, 2007 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|