А кто не хочет быть счастливым?

А КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Самое лучшее образование – самообразование. Не случайно современное образование направлено на то, чтобы не давать готовые знания обучающимся, а научить учиться, научить мыслить самостоятельно. Динамика развития   общества очень высока, научно-технический прогресс не позволяет  молодым  специалистам и  профессионалам  любой отрасли стоять на месте. Современные специалисты должны быть готовы учиться, заниматься самообразованием, профессиональным саморазвитием  всю жизнь.  Развитие личности невозможно в отрыве от  ее профессионального становления, профессиональное становление невозможно без развития личности. Создание  условий, способствующих  формированию потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании - самоактуализации личности,  в том числе профессиональной самореализации   - это основная цель организации, в которой эти специалисты осуществляют свою деятельность.  По определению Абрахам Маслоу: "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности". Самоактуализация - жить постоянным выбором, в каждом выборе принимать решение  в пользу развития. Самоактуализирующиеся люди спокойно и добродушно принимают культуру, в которой они живут, и ежедневно трудятся во имя ее совершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать его лучше. Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.  Положительный результат практически всегда стимулирует специалиста к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию, продвигая его  к  следующему уровню самоактуализации. Отрицательный результат не всегда стимулирует специалистов к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию, чаще  вызывает в специалистах состояние разочарования, временного нежелания ставить перед собой какие либо цели. В этой ситуации специалисты нуждаются в психологической поддержке и профессиональной помощи. Психолого-педагогическое сопровождение и  система непрерывного образования являются основными инструментами профессионального развития специалистов, благодаря, которым становиться возможной  профессиональная реализация, как компонент самоактуализации.

Каждый человек стремиться быть счастливым. Понятие счастья тесно связано  с самоактуализацией личности,  включающей профессионально-творческую и семейно-личностную реализацию. Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками руководства, коллег, экзаменаторов, близких людей, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья. Счастлив тот,  кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой!

Не затрагивая вопроса о потребности в семейно-личностной реализации, рассмотрим вопрос, когда и с чего начинать  развивать потребность в профессиональном развитии, в профессиональной самореализации. Потребность в профессиональной самореализации необходимо начинать развивать с самого раннего детства, но  особую актуальность этот вопрос приобретает в период обучения в старших классах. В образовательных организациях первый этап  профессиональной ориентации должен быть направлен  на  создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников. Одной из основных задач  психолого-педагогического сопровождения старшеклассников является профессиональная помощь специалиста в построении осознанного, обоснованного четко и ясно аргументированного личного профессионального плана (ЛПП).  ЛПП строится старшеклассниками с учетом  интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей рынка рабочей силы, включает в себя основные и запасные варианты. Чем точнее будет построен ЛПП, тем больше вероятность профессиональной реализации в будущем. Определить профессиональное призвание молодого человека непросто, но это не значит, что его не надо пытаться определить.

Второй этап на пути к профессиональной реализации, это профессиональное становление. Молодые люди или люди прошедшие курсы переподготовки (независимо от биологического возраста), получившие профессиональные теоретические знания и минимальный практический опыт приходят  работать в организацию и очень важно создать в этой организации оптимальные условия для  профессиональной адаптации молодых специалистов.   Период профессиональной адаптации является стартовым этапом профессиональной реализации и  от того насколько легко или трудно, быстро или медленно молодые специалисты будут осваиваться в деятельности и в коллективе будет зависеть как быстро и насколько успешно  этот этап пройдет.

Психолого-педагогическое сопровождение молодых  специалистов в период адаптации  включает в себя оказание помощи:  перевода теоретических знаний в практический опыт, в формировании адекватной самооценки себя как специалиста и члена коллектива,   в принятии   своей профессии со всеми ее плюсами и минусами.  В  период адаптации молодые специалисты нуждаются в психологической поддержке,  особенно в периоды спадов настроения  из-за профессиональных неудач. Неприятные внутренние ощущения могут возникать у молодых  специалистов из-за  ощущения  непрофессионализма,  некорректных замечаний членов коллектива,  неудовлетворенности результатами своей работы, отстраненности от коллектива  и т. п.  Принятие молодых специалистов в коллектив, как равноправных членов коллектива  и полноценных работников, но имеющих небольшой опыт работы – основное условие, способствующее формированию потребности в профессиональной самореализации.

В каждой организации должно быть обеспечено  психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов. На этом же  этапе  должны быть определены значимые стимулы для каждого конкретного молодого специалиста.  В 70-80-е годы   психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов осуществляли наставники, которые подсказывали,  обучали практическим навыкам, помогали воплощать в жизнь   профессиональные идеи, защищали, поддерживали и ходатайствовали перед руководством о стимулировании молодых людей, подсказывали  им пути профессионального развития, способствовали профессиональной самореализации, сопровождали на пути к самоактуализации. К сожалению,  опыт наставничества утерян, а молодые специалисты не всегда наделены личностными качествами, позволяющими пройти период профессиональной адаптации самостоятельно. Многие талантливые  молодые специалисты ушли из профессии  не  пройдя даже первый этап профессиональной самореализации, не получив  психолого-педагогической поддержки  в этот непростой  период.

Второй этап профессиональной реализации  имеет очень размытые границы, он может начинаться  как в самом начале профессиональной адаптации, так и в ее конце или после нее.  Цель второго этапа   профессиональной самореализации заключается в   психолого-педагогическом просвещении, которое направлено на  развитие профессионально важных качеств молодого специалиста, на  закрепление и  совершенствование, полученного в период обучения и адаптации практического опыта, на стимулирование молодого человека к получению новых знаний и внедрение их в практику своей деятельности, на активную жизненную позицию вообще. Административно управленческий аппарат организации должен всячески поощрять активную позицию  своих специалистов,  способствовать их  профессиональному развитию, консультировать и информировать их  о    возможности непрерывного образования, о совмещении работы и обучения. Административно управленческому  аппарату недопустимо считать  аттестацию специалистов на более высокую категорию  личным делом специалистов,  так как от  уровня квалификации зависят качественные показатели не только конкретного специалиста, но и организации в целом. Уровень квалификации специалистов является визитной карточкой организации, привлекает потребителей услуг, способствует стабильности и конкурентоспособности организации. 

Профессиональное развитие специалистов возможно только в том случае, если  специалист  понимает,  зачем ему это развитие нужно, но для  того чтобы достичь этого понимания специалистам требуется психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение, включающее психолого-педагогическое просвещение и  психологическую поддержку, на всех этапах профессионального становления, но особенно в период профессиональной адаптации. Психологическое просвещение должно быть направлено на разъяснение иерархии потребностей личности,  перспективы профессионального роста, конкурентоспособности  на рынке труда  на определенных этапах достигнутого уровня профессионализма  в современных социально-экономических условиях,  взаимосвязи профессионального развития и самоактуализации в целом, что такое самоактуализация и зачем стремится к ее достижению, что она дает. Специалисты должны знать этот афоризм известного психолога: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью» А. Маслоу  

Психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение обеспечивают необходимые условия для профессионального развития специалистов, независимо от уже достигнутого ими  профессионального уровня. В этих условиях специалистам легче понять, что профессиональное развитие, способствует профессионально-творческой реализации, личностное развитие способствует семейно – личностной реализации - то и другое способствует  самоактуализации личности, а самоактуализация личности – это вершина потребностей  человека,   достигнув этой вершины,  человек  испытывает счастье. А кто не хочет быть счастливым?

          Список использованных источников:

1.       Психологос. Энциклопедия практической психологии. Самоактуализация по А. Маслоу.   http://www.psychologos.ru

[Электронный ресурс]   (дата обращения: 12.09.2015)



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Актуальные ответы на насущные вопросы по профессиональной реализации специалистов в обществе
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • «Потерянные в переводе»: о профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий
  • Профессиональное развитие как условие профессиональной успешности или формула успеха!
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • Профессиональное выгорание молодых специалистов коммуникативной сферы
  • Секреты успешной самореализации в профессиональной сфере Чать 1.
  • Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения социальных сирот
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов, которые их обслуживают
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Профессиональное выгорание профессиональной мамы
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Особенности всестороннего развития и становления незрячих специалистов
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь