|
А кто не хочет быть счастливым?Автор статьи: Кочуганова Любовь Алексеевна
А КТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ? Самое лучшее образование – самообразование. Не случайно современное образование направлено на то, чтобы не давать готовые знания обучающимся, а научить учиться, научить мыслить самостоятельно. Динамика развития общества очень высока, научно-технический прогресс не позволяет молодым специалистам и профессионалам любой отрасли стоять на месте. Современные специалисты должны быть готовы учиться, заниматься самообразованием, профессиональным саморазвитием всю жизнь. Развитие личности невозможно в отрыве от ее профессионального становления, профессиональное становление невозможно без развития личности. Создание условий, способствующих формированию потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании - самоактуализации личности, в том числе профессиональной самореализации - это основная цель организации, в которой эти специалисты осуществляют свою деятельность. По определению Абрахам Маслоу: "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности". Самоактуализация - жить постоянным выбором, в каждом выборе принимать решение в пользу развития. Самоактуализирующиеся люди спокойно и добродушно принимают культуру, в которой они живут, и ежедневно трудятся во имя ее совершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать его лучше. Акт самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи. Положительный результат практически всегда стимулирует специалиста к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию, продвигая его к следующему уровню самоактуализации. Отрицательный результат не всегда стимулирует специалистов к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию, чаще вызывает в специалистах состояние разочарования, временного нежелания ставить перед собой какие либо цели. В этой ситуации специалисты нуждаются в психологической поддержке и профессиональной помощи. Психолого-педагогическое сопровождение и система непрерывного образования являются основными инструментами профессионального развития специалистов, благодаря, которым становиться возможной профессиональная реализация, как компонент самоактуализации. Каждый человек стремиться быть счастливым. Понятие счастья тесно связано с самоактуализацией личности, включающей профессионально-творческую и семейно-личностную реализацию. Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками руководства, коллег, экзаменаторов, близких людей, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья. Счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой! Не затрагивая вопроса о потребности в семейно-личностной реализации, рассмотрим вопрос, когда и с чего начинать развивать потребность в профессиональном развитии, в профессиональной самореализации. Потребность в профессиональной самореализации необходимо начинать развивать с самого раннего детства, но особую актуальность этот вопрос приобретает в период обучения в старших классах. В образовательных организациях первый этап профессиональной ориентации должен быть направлен на создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников. Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников является профессиональная помощь специалиста в построении осознанного, обоснованного четко и ясно аргументированного личного профессионального плана (ЛПП). ЛПП строится старшеклассниками с учетом интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей рынка рабочей силы, включает в себя основные и запасные варианты. Чем точнее будет построен ЛПП, тем больше вероятность профессиональной реализации в будущем. Определить профессиональное призвание молодого человека непросто, но это не значит, что его не надо пытаться определить. Второй этап на пути к профессиональной реализации, это профессиональное становление. Молодые люди или люди прошедшие курсы переподготовки (независимо от биологического возраста), получившие профессиональные теоретические знания и минимальный практический опыт приходят работать в организацию и очень важно создать в этой организации оптимальные условия для профессиональной адаптации молодых специалистов. Период профессиональной адаптации является стартовым этапом профессиональной реализации и от того насколько легко или трудно, быстро или медленно молодые специалисты будут осваиваться в деятельности и в коллективе будет зависеть как быстро и насколько успешно этот этап пройдет. Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в период адаптации включает в себя оказание помощи: перевода теоретических знаний в практический опыт, в формировании адекватной самооценки себя как специалиста и члена коллектива, в принятии своей профессии со всеми ее плюсами и минусами. В период адаптации молодые специалисты нуждаются в психологической поддержке, особенно в периоды спадов настроения из-за профессиональных неудач. Неприятные внутренние ощущения могут возникать у молодых специалистов из-за ощущения непрофессионализма, некорректных замечаний членов коллектива, неудовлетворенности результатами своей работы, отстраненности от коллектива и т. п. Принятие молодых специалистов в коллектив, как равноправных членов коллектива и полноценных работников, но имеющих небольшой опыт работы – основное условие, способствующее формированию потребности в профессиональной самореализации. В каждой организации должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов. На этом же этапе должны быть определены значимые стимулы для каждого конкретного молодого специалиста. В 70-80-е годы психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов осуществляли наставники, которые подсказывали, обучали практическим навыкам, помогали воплощать в жизнь профессиональные идеи, защищали, поддерживали и ходатайствовали перед руководством о стимулировании молодых людей, подсказывали им пути профессионального развития, способствовали профессиональной самореализации, сопровождали на пути к самоактуализации. К сожалению, опыт наставничества утерян, а молодые специалисты не всегда наделены личностными качествами, позволяющими пройти период профессиональной адаптации самостоятельно. Многие талантливые молодые специалисты ушли из профессии не пройдя даже первый этап профессиональной самореализации, не получив психолого-педагогической поддержки в этот непростой период. Второй этап профессиональной реализации имеет очень размытые границы, он может начинаться как в самом начале профессиональной адаптации, так и в ее конце или после нее. Цель второго этапа профессиональной самореализации заключается в психолого-педагогическом просвещении, которое направлено на развитие профессионально важных качеств молодого специалиста, на закрепление и совершенствование, полученного в период обучения и адаптации практического опыта, на стимулирование молодого человека к получению новых знаний и внедрение их в практику своей деятельности, на активную жизненную позицию вообще. Административно управленческий аппарат организации должен всячески поощрять активную позицию своих специалистов, способствовать их профессиональному развитию, консультировать и информировать их о возможности непрерывного образования, о совмещении работы и обучения. Административно управленческому аппарату недопустимо считать аттестацию специалистов на более высокую категорию личным делом специалистов, так как от уровня квалификации зависят качественные показатели не только конкретного специалиста, но и организации в целом. Уровень квалификации специалистов является визитной карточкой организации, привлекает потребителей услуг, способствует стабильности и конкурентоспособности организации. Профессиональное развитие специалистов возможно только в том случае, если специалист понимает, зачем ему это развитие нужно, но для того чтобы достичь этого понимания специалистам требуется психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение, включающее психолого-педагогическое просвещение и психологическую поддержку, на всех этапах профессионального становления, но особенно в период профессиональной адаптации. Психологическое просвещение должно быть направлено на разъяснение иерархии потребностей личности, перспективы профессионального роста, конкурентоспособности на рынке труда на определенных этапах достигнутого уровня профессионализма в современных социально-экономических условиях, взаимосвязи профессионального развития и самоактуализации в целом, что такое самоактуализация и зачем стремится к ее достижению, что она дает. Специалисты должны знать этот афоризм известного психолога: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью» А. Маслоу Психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение обеспечивают необходимые условия для профессионального развития специалистов, независимо от уже достигнутого ими профессионального уровня. В этих условиях специалистам легче понять, что профессиональное развитие, способствует профессионально-творческой реализации, личностное развитие способствует семейно – личностной реализации - то и другое способствует самоактуализации личности, а самоактуализация личности – это вершина потребностей человека, достигнув этой вершины, человек испытывает счастье. А кто не хочет быть счастливым? Список использованных источников: 1. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Самоактуализация по А. Маслоу. http://www.psychologos.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.09.2015) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|