|
Институт критики.Автор статьи: Татьяна Юрьевна Борисенко
Как Вы относитесь к критике? Бывает, что она меня ох как выбивает с намеченного пути. Не совсем приятно слышать: - можно было бы и лучше; - ерунда какая-то; - глупости; - у других лучше. Интересно, выше представленные фразы имеют отношение к критике или это что-то иное? Предполагаю, достаточно распространено мнение, что критика - это некое зло, несущее функцию унижения и обесценивания, самоутверждения и "выпендрёжа", глумление и сравнение, желание произвести впечатление на окружающих или выражение пассивной агрессии Многим знакомы подобные примеры: - ну, ты как всегда, в своём репертуаре; - никуда не годится, но с твоим умением, и это достижение; - это ты сам додумался? Да ладно, куда тебе...; - ты че, серьезно? Весь мир уже отказался от этого, а ты...; - с такими знаниями дворником будешь, подметать уже научился. Но на самом деле это не так. Функция критики более чем гуманна, и она сама по своей природе хороша, конструктивна и благоразумна. Цель её далека от принижения, ориентируется она на развитие. Довольно часто встречается понятие - конструктивная критика. Но что интересно, само понятие КРИТИКА, уже конструктивно по факту происхождения. Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:
Примеры критики, которые рассмотрены выше, выполняют лишь часть самой критики, а именно - суждение и оценка, при отсутствии анализа информации, разбора ошибок и поиска способов их устранения, и конечно же - профессионализма автора критики. Облагораживается понятие критики, наличием критического мышления, в следствии чего и происходит процесс конструктивных изменений. Критика, в отличии от критического мышления, способна нанести вред любому конструктивному обсуждению, ставя основной целью выражение собственной точки зрения, не изучив в полной мере точки зрения собеседника. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизованного развития данного сообщества. Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать». Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия». Интересно определение самого понятия критик: Критик (греч. κριτικός, от κριτική — искусство разбирать, судить) — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры. Как-то давно я увидела одну передачу про институт критики. Тогда я и открыла для себя глубинное и гуманное понимание данного понятия. Оказывается, давным-давно, у нас были институты критики. Где обучали критическому мышлению студентов в разных областях науки и жизнедеятельности. И любой автор своего произведения, или режиссер постановки, до выхода в свет своего шедевра, обязан был получить анализ у критиков. Именно критики и "давали жизнь" новому шедевру. Критики имели отношение не только к театральной жизни, но и ко всему культурно-ценностному миру. С помощью критиков регулировалось общенациональное движение культуры и развитие страны. Для получения статуса критик, к личности предъявляли довольно высокие требования, как в образовательной сфере, так и в культурологической и личностной. Я бы сравнила их с профессией дегустатора, где просто необходим высокий профессионализм (в изучаемой области), высокая концентрация внимания, глубокий анализ, постоянное развитие своих рецепторов и памяти, здоровый образ жизни. В какой-то момент в стране произошли изменения, и институт критики исчез с поля зрения, различные министерства стали управлять процессом развития всех направлений, где каждая область начала жить своей жизнью, потеряв ценное звено в своём развитии - критику. Думаю, что для нас всех важно научиться отличать критику от элементарного обесценивания или единоличного мнения. Говорят, что не надо принимать критику близко к сердцу. Предполагаю, что важно слышать критику, но только ту критику, которая и является критикой, а не её частью, т.е. суждением или оценкой. Вспоминается одна печальная история, описанная в произведении Патрика Зюскинда "Тяга к глубине", где мимолетная фраза критика, не только погубила талант, но и саму жизнь талантливого человека. Важно развивать своё критическое мышление, и тогда легко будет отличить реальную критику от демонстративного пафоса глупости. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность, также являются составными частями критического мышления. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|